ПРАВО.ru
Новости
18 октября 2011, 17:05

Апелляция представила обзор практики оспаривания сделок должника

Апелляция представила обзор практики оспаривания сделок должника

Двадцатый арбитражный апелляционный суд представил на своем официальном сайте обзор судебной практики по применению третьей главы "Оспаривание сделок должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Как, в частности, отмечают авторы обзора, в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы  III.1 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ разъясняется, что сделки, признаваемые недействительными по перечисленным в Законе о банкротстве основаниям, являются оспоримыми, а не ничтожными.

"Данный вывод можно сделать исходя из названия главы  III.1 Закона о банкротстве. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 № 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом  „О несостоятельности (банкротстве)“ устанавливалось, что недействительные сделки при банкротстве могут как ничтожными, так и оспоримыми. При этом в соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 63 наличие специальных оснований  оспаривания сделок, предусмотренных в Законе о банкротстве, само по  себе не препятствует суду квалифицировать сделки как ничтожные по общегражданским основаниям (ст.ст. 10 и 168 ГК РФ)", — отмечается в документе.

Применение данного положения 20ААС рассматривает на примере следующего дела.

Общество с ограниченной ответственностью (кредитор) обратилось в арбитражный суд области с заявлением об установлении требований кредитора по  13  договорам поручительства общества-должника, заключенным в обеспечение обязательств третьих лиц на общую сумму 1 055 816 176 руб. 69 коп.

Определением арбитражного суда заявленные обществом требования установлены и включены в третью очередь реестра  требований кредиторов общества-должника. Отменяя судебный акт арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что общество-кредитор и общество-должник имеют одинаковый состав участников. Накануне банкротства, за пять месяцев до поступления в арбитражный суд заявления о признании общества несостоятельным (банкротом), у последнего дополнительно сформировалась задолженность  на указанную сумму. Активов у должника в обеспечение обязательств на сумму задолженности не имелось. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заключение  договоров поручительства  накануне банкротства не было связано с хозяйственной деятельностью общества-должника и не повлекло за собой получение этим обществом какой-либо имущественной или иной выгоды.

Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Таким образом, по смыслу ст. 10 ГК РФ злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским  3 правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, с нарушением при этом прав и законных интересов других лиц. Под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных в ст. 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, причиняющее  вред третьим лицам или  создающее условия для наступления вреда. С учетом пункта 3 названной статьи о презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания в арбитражном процессе, лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.  В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под вредом, причиненным  имущественным правам кредиторов, понимается уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.

Суд апелляционной инстанции установил, что при заключении вышеуказанных договоров поручительства допущено злоупотребление правом, а именно: имело место недобросовестное поведение,  направленное на искусственное увеличение кредиторской задолженности общества-должника и приобретение права преобладающего контроля за процедурой банкротства, что повлекло нарушение баланса интересов иных кредиторов. Таким образом, договоры поручительства между обществом-кредитором и обществом-должником,  при заключении которых допущено нарушение положений ст. 10 ГК РФ, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ. Требование общества-кредитора, основанное на недействительных договорах поручительства, не подлежало включению в реестр требований кредиторов общества должника.

Данный подход соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2010 № 10254/10). В кассационном порядке дело не пересматривалось. (Постановление апелляционной инстанции от 22.07.2011 по делу № А68-6322/2010).

С полным текстом обзора можно ознакомиться здесь.