ООО "Таганрогский автомобильный завод" ("ТагАз") и ООО "Русслегавто" (выпускает по лицензии автомобили китайской марки Chery) обжаловали в Федеральном арбитражном суде Московского округа решения нижестоящих инстанций, которые постановили взыскать с них в пользу банка "ВТБ" около $70 млн, сообщил "Право.Ru" юрист коллегии адвокатов "Делькредере" Владимир Хантимиров. Дата рассмотрения жалобы еще не назначена.
Обжалуемое решение Арбитражный суд города Москвы вынес 6 июня. Суд постановил взыскать с компаний в пользу банка $52,75 млн основного долга по кредиту, $9,8 млн процентов за пользование ссудой и $7 млн неустойки. Иск ВТБ был удовлетворен частично: изначально банк требовал взыскать с "Русслегавто" (заемщик) "ТагАза" (поручитель) $77,62 млн. Дело (А40-95517/10-98-827) вел судья Дмитрий Котельников. Третьим лицом по иску, заявляющим самостоятельные требования, выступал Михаил Парамонов (еще один поручитель). Он просил признать кредитный договор ничтожной сделкой, однако его требования были оставлены без рассмотрения.
Кроме того, суд оставил без удовлетворения 2 встречных иска к банку, поступившие от "Русслегавто" и "ТагАза". "Русслегавто" просил снизить размер процентной ставки по займу с 11,19% до 5% годовых и продлить сроки пользования ссудой до 2017 года. "ТагАз" требовал признать недействительным договор поручительства. Завод, в частности, оспаривал пункт соглашения, касающийся неустойки (0,07% за каждый день просрочки), начисляющейся на сумму непогашенной задолженности. "Банк знал, что такой кредит за год не может быть выплачен, и действовал недобросовестно, а заемщик – „Русслегавто“ — неразумно", — утверждал юрист завода. По его словам, компания признавала сумму основного долга и процентов, но была не согласна с размером неустойки. Кредитное соглашение, являвшееся предметом этого разбирательства, было заключено между ВТБ и "Русслегавто" 30 июня 2008 года.
Не согласившись с решением, ответчики подали апелляционную жалобу в 9ААС. Но тот 12 октября оставил в силе вердикт первой инстанции. Теперь этот спор предстоит решить кассации.
Участники этого разбирательства вовлечены в несколько судебных процессов, и победа пока остается за ВТБ. Так, в мае суд постановил взыскать с "ТагАЗа", "Русслегавто", "Донских сладостей" и "Ростовского завода грузовых автомобилей" $38 млн, 7 июня — с завода и ООО "Промстрой ПЛЮС" $62, 88 млн, 30 июня – с "ТагАза" 774 млн руб. (апелляция оставила это решение в силе) и 9 ноября 2010 года с него же - 726,95 млн руб. (апелляция и кассация утвердили законность этого решения).
Однако "ТагАзу" удалось добиться отсрочки в исполнении решения суда о взыскании в пользу банка ВТБ 726,09 млн руб. По словам Владимира Хантимирова, завод планирует подать аналогичные заявления по остальным вышеуказанным решениям о взыскании в пользу ВТБ денежных средств.
***
"Таганрогский автомобильный завод" ("ТагАЗ") образован в феврале 1997 года. В 2001 году он начал сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai. В 2007 году на "ТагАЗе" организован департамент коммерческого транспорта, производственная программа которого включает автобусы County и Aero Town, а также седельный тягач Tractor HD500. В 2008 году на заводе под маркой TagAZ запущены в производство две модели внедорожников: Tager и Road Partner. Производственные мощности "ТагАЗа", по официальной информации, позволяют производить на основном конвейере одновременно до шести различных моделей автомобилей общим объемом 180000 единиц в год.
ОАО "Банк ВТБ" является головным банком одноименной группы, вторым по размеру активов российским банком. Его основной акционер – Правительство РФ с долей 85,5% уставного капитала.