ПРАВО.ru
Новости
10 ноября 2011, 11:59

Минюст представил проект госпрограммы "Юстиция" на 2012-2020 гг., предусматривающий, в частности, адвокатскую монополию на ряд юруслуг

Минюст представил проект госпрограммы "Юстиция" на 2012-2020 гг., предусматривающий, в частности, адвокатскую монополию на ряд юруслуг
Фото Право.Ru

Вчера Минюст РФ представил юридической общественности проект государственной программы "Юстиция". Многостраничный документ, опубликованный на сайте министерства, включает в себя ряд подпрограмм, а также целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007-2016 годы".

Программа, реализация которой планируется с 2012 по 2020 гг., обойдется бюджету в астрономическую сумму — 2 трлн 158 млрд 520,4 млн рублей. Только на 2012 год предусмотрено госфинансирование в 236 млрд 80 млн рублей.

Документ, реализовывать который предстоит Минюсту совместно с ФСИН и ФССП, включает также ряд масштабных подпрограмм, таких как "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций", "Развитие судебно-экспертной деятельности", "Регулирование госполитики в сфере исполнения уголовных наказаний" и др.

Минюст готовит "процессуальные преимущества" для адвокатов

Авторы программы отмечают две основные "беды" российского рынка юруслуг, которые планируется решить в ближайшую десятилетку — "недостаточно высокий" общий уровень профессионализма лиц, оказывающих юруслуги гражданам и организациям, и деятельность на рынке "недобросовестных лиц, вовлеченных в совершение преступных (в том числе, коррупционных) деяний".

"За исключением адвокатов и нотариусов, лица, оказывающие юридические услуги, не обязаны подтверждать свою квалификацию в области знания российского права, — отмечается в проекте. — <..> Лица, исключенные из адвокатского или нотариального сообщества за совершение аморальных и противоправных поступков, имеют возможность продолжать заниматься юридической деятельностью в качестве частнопрактикующего юриста или работника организации".

По мнению авторов проекта программы, действующее российское законодательство в сфере юридической помощи "регулирует порядок допуска к профессии и квалификационные требования лишь к незначительной части от общего числа представителей юридических профессий (адвокаты и нотариусы)". "Предоставление профессиональных юридических услуг большинством юристов, а также стандартизация качества этих услуг по-прежнему остаются за рамками правового регулирования", — отмечается в документе.

Ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день в России отсутствует какой-либо эффективный механизм контроля качества оказываемой юридической помощи. Исключение составляет дисциплинарная ответственность адвокатов, которая, как отмечается в проекте госпрограммы, "является механизмом последующего контроля, не позволяющим в полной мере обеспечить надлежащее качество" работы защитников.

"Большая часть указанных выше проблем не только не решается в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений", — говорится в проекте.

"Реформирование российской адвокатуры требует четкого определения места адвокатского сообщества в системе правовой помощи. В частности, необходимо разграничить сферу ответственности адвокатов и всех иных юридических консультантов", — считают авторы программы "Юстиция".

По их мнению, повышение качества работы адвокатского корпуса "станет возможным только в том случае, если лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общий юридический консалтинг". Для этого, считают разработчики, необходимо предоставить адвокатуре процессуальные преимущества, "которые сделают ее предпочтительной, а по некоторым видам юридических услуг – единственной формой предоставления юридических услуг". Таким образом, у адвокатов появятся существенные материальные стимулы, тогда станет возможным предъявлять к ним "реальные требования по квалификации и осуществить в адвокатском сообществе необходимую "чистку рядов", считают авторы госпрограммы. "Общей целью реформирования адвокатуры в нашей стране должно стать создание корпорации профессиональных юридических консультантов, имеющих монополию на осуществление значимых видов юридического консультирования и обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты", — говорится в документе.

Для нотариусов установят возрастной ценз — от 30 до 70 лет

Из документа следует, что существенные изменения планируются в нотариальной сфере. Авторы документа, в частности, предлагают "переход к небюджетной модели нотариата", который "может быть осуществлен одновременно или поэтапно в течение определенного срока". При при реализации предложенной модели "нотариус, статус которого определяется как публичная должность, осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации". Мотивируя необходимость принятия такой схемы, авторы проекта госпрограммы, отмечают, что государственные нотариальные конторы, в которых работает всего 38 нотариусов (при этом, частных нотариусов в стране — 7497 человек), "не окупают себя".

"Публично-правовой характер нотариальной деятельности обуславливает необходимость законодательного закрепления особого порядка приобретения и прекращения статуса нотариуса", — также говорится в документе. При этом предлагается ввести возрастной ценз — не менее 30 и не более 70 лет, а также установить дополнительные требования к лицам, претендующим на должность нотариуса (дееспособность; отсутствие непогашенной или неснятой судимости; отсутствие заболевания, препятствующего исполнению профессиональных обязанностей нотариуса и отсутствие гражданства другого государства).

"Полномочиями по организации и проведению профессиональной стажировки у нотариусов предлагается наделить нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации. Также необходимо изменить порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса", — отмечают авторы проекта госпрограммы "Юстиция". При этом предлагается "дифференцированный" подход к проведению конкурса: при наличии пяти и более претендентов на одну должность конкурс проводится Министерством юстиции РФ, менее пяти – территориальными органами Минюста.

Кроме того, авторы проекта предлагают рассмотреть вопрос "о введении института приостановления статуса нотариуса (например, в случае избрания нотариуса на выборную должность, признания нотариуса в установленном порядке безвестно отсутствующим)" и лишения статуса в судебном порядке. В последнем случае правом обращаться в суды предлагается наделить Минюст РФ и его территориальные органы, а также нотариальные палаты в случае "неоднократного или грубого" нарушения нотариусом российского законодательства.

Судэкспертов Минюста предлагают приравнять к экспертам МВД, ФСБ и ФСКН

Повышение эффективности производства судебных экспертиз невозможно без улучшения процедуры назначения судебных экспертиз и совершенствования законодательства, регламентирующего порядок их назначения и производства, отмечают разработчики проекта программы. "При этом реформа законодательства не должна свестись только к исправлению технических ошибок в законе, восполнению существующих пробелов. Модернизация законодательства должна влечь за собой изменение идеологии и качества законодательного регулирования", — говорится в документе. Для этого предлагается внести "комплексные изменения" в федеральный закон "О правоохранительной службе в Российской Федерации", в федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", а также в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и КоАП.

Авторы проекта программы обращают внимание на проблему "мотивированности государственных судебных экспертов на своевременное и качественное выполнение экспертиз". "Существует диссонанс между размером оплаты труда судебного эксперта и стоимостью объектов спора или объемом правонарушений", — отмечается в документе.

Необходимо устранить имеющееся различие в статусе государственных судебных экспертов различной ведомственной принадлежности, считает Минюст. Так, деятельность экспертов МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС является государственной правоохранительной службой и соответственно указанные сотрудники обладают специальными званиями, и, как следствие, социальными льготами, в то время как государственные судебные эксперты Минюста государственными служащими не являются, несмотря на полную аналогию решаемых задач, и исполняемых обязанностей. "В то же время на государственных судебных экспертов системы Минюста России накладываются ограничения по трудовой деятельности, так например, сотрудники СЭУ Минюста не вправе осуществлять деятельность в качестве негосударственного эксперта", — отмечается в документе.

В Минюсте также отмечают, что на государственных судебных экспертов Министерства юстиции РФ не распространяются и положения о физической защите участников судопроизводства. "В своем статусе эксперты приравниваются к потерпевшим, свидетелями и иным участникам уголовного судопроизводства и, соответственно, на них распространяются лишь положения Федерального Закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", — говорится в документе.

Кроме того, программой в период с 2012 по 2020 гг. планируется укрепление материально-технической базы государственных судебно-экспертных учреждений (изношенность основных фондов которой, согласно документу, на 1 января 2011 года составляла 61%).

С полным текстом проекта государственной программы Российской Федерации "Юстиция" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.