Сегодня Верховный Суд РФ рассматривал жалобу защиты бывшего милицейского полковника Верхоглазова — одного из печально известной группы ставропольских "оборотней в погонах", организовавших подпольное производство спирта. Ему снизили срок в связи с либерализацией УК, но ВС Коми отменил решения на этот счет. Высшая же судебная инстанция согласилась с сокращением срока, а председатель коллегии даже назвал происшедшее в судах "безобразием".
Скандал, связанный с тем, что сразу целая группа руководителей Буденновского районного отдела внутренних дел оказалась преступниками, вспыхнул в 2003 году. Задержаны были начальник РОВД Руслан Геворкян, руководитель подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями Сергей Верхоглазов и глава отдела по борьбе с экономическими преступлениями Александр Лысенко. По данным следствия, они вместе с двумя предпринимателями — Лаврентием Григорьяном и Арамом Арутюняном — организовали преступную группировку, занимавшуюся вымогательством и незаконным предпринимательством. Пользуясь служебным положением, Геворкян и Верхоглазов создали подпольное производство этилового спирта. Сообщники принуждали сельскохозяйственные предприятия района "добровольно жертвовать" в фонд помощи Буденновского РОВД зерно, которое направлялось в ООО "Центропродукт", где производился некачественный спирт. Ущерб, причиненный государству, составил свыше 47 млн руб.
14 апреля 2008 года Ставропольский краевой суд огласил приговор по этому делу. Геворкян был приговорен к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима, Верхоглазов – к четырнадцати, Лысенко – к двенадцати, Григорьян — к одиннадцати. Трое бывших милицейских офицеров в течение трех лет не имели права занимать должности на государственной службе и в силовых структурах, были лишены званий. Арутюнян был признан невиновным и оправдан в связи с отсутствием состава преступления. Срок заключения осужденных начинался с сентября 2003 года, когда они были взяты под стражу.
Верхоглазов отбывал срок в Республике Коми, поэтому вопрос о смягчении ему наказания в связи с либерализацией УК рассматривали суды этого региона. 30 августа 2010 года и 18 января 2011 года Печорский районный суд вынес постановления об изменении приговора: ему было возвращено звание полковника, отменен приговор в части лишения права занимать должности на госслужбе и снижен срок отбывания наказания до 11 лет 10 месяцев.
Однако с этим решением не согласился прокурор и подал жалобу в Верховный суд Республики Коми, президиум которого отменил эти постановления. Такой поворот дела, в свою очередь, не устроил защиту, и адвокат Верхоглазова подал надзорную жалобу в ВС РФ.
Сегодня ее рассматривала Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ под председательством Магомеда Магомедова. В процессе участвовали прокурор, не назвавший своего имени, и адвокат по назначению Герман Коневских. Также дело слушали будущие судьи, проходящие в ВС стажировку. Возможно, именно для них адвокат и прокурор решили обсудить некоторые детали.
— А почему постановление о возбуждении надзорного производства одно, а дел назначенных к рассмотрению два? — уточнил Коневских у прокурора.
— Не знаю, — ответил гособвинитель.
— Ну, мне как бы лучше еще, — доверительно сообщил адвокат.
Их диалог прервали члены коллеги. Последовал доклад по делу, а затем обращение к прокурору, в ответ на которое прозвучала дежурная фраза: "Жалобу прошу оставить без удовлетворения, а приговор — в силе". Коневских же, когда получил слово, напомнил о "недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора". По его мнению, ВС Коми нарушил статьи 340, 341, 350, 353 УПК РФ. В связи с чем жалобу он просил удовлетворить. А когда коллегия удалилась на совещание, дружеская беседа адвоката и прокурора продолжилась.
— А мы два рассмотрели? — спросил прокурор у адвоката.
— Я понял, что оба. А почему порядок Магомед Магомедович изменил? Сначала ведь меня должны были спросить. Может что-то в УПК изменилось? — размышлял Коневских.
— Нет, — протянул прокурор.
Вернувшись, коллегия постановила отменить решения ВС Коми. Наказание Верхоглазову снижено до 11 лет.
— Я хочу огласить безобразия, которые творят суды, — начал говорить Магомедов для будущих судей. Прессе про безобразия послушать не дали.