Думские комитеты начали обсуждать законопроект Президента РФ Дмитрия Медведева, которым возвращается выборность губернаторов. Концепцию документа они вполне ожидаемо поддерживают, однако нашли в нем и несколько моментов, которые решили покритиковать или изменить. Один из них — это характер президентского фильтра для кандидатов в главы регионов, а другой — неконституционный перегиб с основаниями для отстранения их от должности.
В середине января 2012 года президент Дмитрий Медведев, как и обещал во время ежегодного послания Федеральному собранию, внес в нижнюю палату парламента законопроект, возвращающий выборность губернаторов. Документ под номером № 8434-6 предусматривает, что высшее должностное лицо субъекта РФ будет избираться гражданами путем тайного голосования. Кандидаты на эту должность будут выдвигаться политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Предусматривался и президентский фильтр, о котором во время "прямой линии" говорил премьер Владимир Путин — выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом РФ, при этом порядок таких консультаций определяется главой государства.
Срок полномочий губернаторов, согласно законопроекту, предлагается ограничить пятью годами. Отозвать губернатора с должности по инициативе избирателей будет возможно в случаях нарушения им федерального законодательства или законов субъекта РФ либо неоднократного неисполнения своих обязанностей без уважительных причин. При этом факты нарушения законодательства и неисполнения обязанностей должны быть установлены судом. Сейчас эти же основания предусмотрены для отстанения региональных руководителей от должности решением главы государства.
Несколько меняется механизм принудительной отставки глав регионов по инициативе президента. Пока действующим законодательством предусматривается возможность отрешения губернатора от должности в связи с утратой доверия Президента РФ, а теперь предлагается новые основания для этого – выявление в отношении губернатора "фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных ФЗ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ „О противодействии коррупции“.
Эта новелла стала предметом критики Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который свои возражения подкрепил авторитетом Конституционного Суда РФ. "Не представляется возможным определить, какого рода должно быть „выявление“ фактов коррупции: требуется ли не только выявление, но и доказывание, установление в судебном либо ином порядке. <…> Вместе с тем Конституционный Суд неоднократно в своих постановлениях указывал на необходимость того, что основание юридической ответственности должно быть определенным (точным, ясным)", — говорится в заключении комитета. И он весьма жестко указывает на необходимость ликвидации этого недостатка в законопроекте. Если этого не сделать, то "не будут достигнуты те конституционные цели, для обеспечения которых данный институт вводится", говорится в заключении.
У этого комитета есть и другие замечания. Помимо необходимости юридической правки документа, он обращает внимание на ранее действовашие нормы и требование Конституции РФ по отношению к срокам полномочий президента и предлагает ограничить и время нахождения губернаторов на своем посту двумя сроками. Впрочем, это замечание вполне укладывается в логику и инициатора реформы. В начале февраля об том же самом говорил и Медведев.
А профильный Комитет ГД по госстроительству нашел в президентском законопроекте недостаток в гораздо более принципиальном моменте. Там посчитали, что так называемый „президентский фильтр“ для кандидатов в губернаторы от партий не должен быть по-медведевски мягким (в законопроекте говорится, что „выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом РФ“), а бесспорно обязательным. „Комитет полагает, что консультации с президентом для политических партий, представленных в Госдуме и в региональных заксобраниях, которые согласно законопроекту получат право выдвигать своих кандидатов на выборы глав региона, будут обязательными“, – цитирует „Газета.Ru“ слова главы комитета по госстроительству Владимира Плигина.
А единственным комитетом из трех, которым было поручено высказаться по президентскому законопроекту о выборности губернаторов, одобрившим документ без замечаний оказался Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций.
***
С текстом законопроекта № 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу об избрании гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)) можно ознакомиться здесь.