Конституционный суд РФ определил, что отсутствие признания вины со стороны осужденного не препятствует его условно-досрочному освобождению. К такому выводу КС пришел, рассмотрев жалобу бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева, сообщили сегодня Интерфаксу в суде.
Платон Лебедев обратился в КС в ноябре 2011 года. Фигурант "второго дела ЮКОСа" оспаривал конституционность части 1 статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ссылаясь на которую суды отказали ему в УДО. Служители Фемиды, в частности, указывали, что одним из оснований для условно-досрочного освобождения осужденного является частичное или полное возмещение причиненного им ущерба, а также раскаяние в совершенном деянии.
Вместе с тем, Платон Лебедев в своем обращении в КС утверждал, что оспариваемая норма УИК "не говорит о том, что если осужденный не раскаялся в содеянном (то есть признал вину) и не возмещал ущерба, то в УДО ему следует обязательно отказывать". Однако именно такую позицию занимают российские суды.
Рассмотрев жалобу Лебедева КС постановил, что само по себе отсутствие в ходатайстве об УДО сведений о добровольном возмещении осужденным ущерба, причиненного преступлением, своем раскаянии или признании себя виновным в совершении преступления не препятствует рассмотрению ходатайства и применению судом УДО. Однако в КС отметили, что уголовный и уголовно-исполнительный законы "не придают заранее определенного значения в решении вопроса об УДО тем или иным обстоятельствам".
Как отмечает РИА Новости, в КС пояснили, что УК И УИК "предоставляют суду общей юрисдикции право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли содержащиеся в ходатайстве и в иных представленных суду материалах сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим условно-досрочному освобождению". Вместе с тем, Конституционный суд решил, что проверка правильности применения рассмотренного положения закона "не входит в сферу компетенции КС". При этом сама часть 1 статьи 175 УИК признана конституционной.
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев в декабре 2010 года были приговорены Хамовническим судом Москвы к 14 годам колонии за хищение нефти и "отмывание" денег. В мае 2011 года Мосгорсуд на один год снизил им срок заключения. Он исчисляется с 2003 года, таким образом, с учетом первых 8-летних приговоров, сроки которых истекли в этом году, оба предпринимателя отбыли уже больше половины своих вторых сроков. Тем не менее, добиться условно-досрочного освобождения ни одному из них пока не удалось: ранее Лебедеву в УДО отказал Вельский районный суд Архангельской области (именно после этого он оспорил в Конституционном Суде РФ норму УИК, на которую ссылался Вельский суд), ходатайство Ходорковского, направленное в Сегежский городской суд, пока не рассмотрено.
Также бывшие топ-менеджеры 24 февраля 2012 года подали жалобу на приговор по "второму делу ЮКОСа" в Верховный суд РФ. В совместной надзорной жалобе оспариваются также последующие решения кассационной и надзорных инстанций по этому делу (с текстом жалобы можно ознакомиться здесь).