Поправки, позволяющие приобрести полис ОСАГО на 15 дней без прохождения техосмотра, внесли в Госдуму депутаты Наталья Бурыкина и Владислав Резник. "Короткий полис", по их замыслу, позволит автовладельцу пройти ТО и вернуться к страховщику уже за полноценной годовой страховкой. На рынке новации встречены критически. Страховые компании опасаются резкого снижения спроса на годовой полис ОСАГО: при штрафе 300 руб. по КоАПу за просроченную страховку многие предпочтут не тратить $100-200 на автогражданку.
Депутатские поправки, как пишет "Коммерсант", предполагают три новеллы.
Во-первых, при покупке машины автовладелец получает право оформить полис ОСАГО, не предъявляя талона техосмотра. Сейчас покупка автомобиля растягивается на несколько этапов: машина снимается с учета, затем выдаются транзитные номера, действующие 20 дней, далее в паспорте транспортного средства меняется собственник, а у нового владельца есть десять дней на оформление полиса ОСАГО — только после этого машина ставится на учет. Поскольку получить полис без талона ТО с 1 января невозможно, автовладельцы не могут даже добраться до пункта техосмотра. Теперь такая возможность у них может появиться. Период пользования временной страховкой составит 15 дней. Купить ее может не только владелец новой машины.
Во-вторых, будущие операторы ТО при подаче документов в Российский союз автостраховщиков смогут получить аккредитацию для обслуживания автомобилей только одной марки. В связи с этим компании смогут отсеивать нежелательных для себя клиентов, в том числе с точки зрения имиджа, например, дилер Jaguar сможет избавиться от обязанности проводить техосмотр автомобилей "ВАЗ". "Данная норма будет стимулировать интерес автодилеров к проведению техосмотра",— цитирует "Коммерсант" председателя комитета Думы по финансовому рынку и одного из авторов поправки Наталью Бурыкину. Такие операторы не будут учитываться при расчете норм минимальной обеспеченности пунктами ТО в регионах, поскольку будут обслуживать лишь узкий круг автовладельцев.
Третья новелла касается расширения полномочий Российского союза автостраховщиков (РСА) в части контроля за операторами ТО. По действующему законодательству РСА вправе контролировать только операторов, подавших документы на аккредитацию в 2012 году (их сейчас 412). Между тем существует 2 тысячи пунктов техосмотра, работавших до этого по договорам с МВД и получивших аккредитацию в союзе автоматически. Их деятельность до сих пор никак не контролировалась. С принятием поправок РСА сможет проводить документарные и выездные проверки по жалобам граждан, и по их результатам лишать таких операторов аккредитации.
Новации уже получили критическую оценку со стороны участников рынка. "Короткие полисы" на 15 дней, по мнению экспертов, подводят реформу ТО под угрозу срыва. Ст. 12.37 КоАПа предполагает два состава правонарушения, наказывающиеся штрафом — езда на автомобиле с просроченным полисом ОСАГО (300 руб.) и езда без полиса (500-800 руб. со снятием номеров). "Сейчас водители все-таки проходят техосмотр, чтобы получить заветный полис: он нужен, чтобы оставаться с номерами и пользоваться автомобилем,— пояснил „Ъ“ президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Однако по истечении 15 дней, предложенных депутатами, полис все же будет у водителя на руках — просто период его использования будет окончен. Уверен, что многие водители будут этим пользоваться: штраф 300 руб.— небольшой, гаишники на такие нарушения просто не обращают внимания. Таким образом, можно будет довольно долго ездить, не проходя техосмотра вообще".
Теоретически можно время от времени покупать "короткие полисы", избегая трат на годовой, замечает издание. Но постоянно заключать такие договоры накладно: по данным Российского союза автостраховщиков, "короткая" страховка на эксплуатируемую в Москве "Лада Калина" с объемом двигателя 1,6 л стоит 435 руб., а на год цена ОСАГО для этого автомобиля составит 4356 руб. Впрочем, в РСА "Ъ" заверили, игнорировать годовой полис ОСАГО у водителей и не получится: временный, 15-дневный полис по окончании этого срока прекращает свое действие, и езда с ним будет приравнена к управлению автомобилем вообще без договора обязательного страхования, что даст право инспектору ГИБДД снять номера.
Что касается возможности для дилеров обслуживать автомобили только одной марки, по мнению основателя компании "Рольф" Сергея Петрова, "предлагаемые ограничения говорят о непрофессиональном подходе законодателей". "Наоборот, нужно организовать как можно больше точек возможного прохождения ТО, чтобы цены были низкими и гражданам было удобно,— считает он.— Усилиями депутатов можно зарегулировать систему техосмотра до такой степени, что вся реформа потеряет смысл".
Данные поправки недостаточны для снятия напряжения в реформе ТО, считают на страховом рынке. "Новые меры лишь частично нормализуют ситуацию,— заявил „Ъ“ первый заместитель главы „Росгосстраха“ Дмитрий Маркаров,— неясно, как страховщики будут обеспечивать прохождение гражданами ТО, и что будет, если они этого не сделают. ТО нужно гражданину, а не страховой компании". Еще в середине февраля "Единая Россия" при поддержке страховых компаний уже вносила поправки в законодательство, при этом предлагались гораздо более радикальные изменения. В частности, депутаты намеревались разрешить страховщикам выдавать полисы по предъявлению договора водителя с оператором о прохождении техосмотра. Страховщики хотели снять с себя обязанность проверять талоны, которую они получили в результате реформы, вернув ее опять ГИБДД, как это было до 2012 года. Внесенный законопроект вызвал скандал и был оперативно отозван из парламента.