Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект, разрешающий предпринимателям копировать информацию с изымаемых в ходе расследования уголовного дела компьютеров и флеш-карт. Скорее всего, документ будет скорректирован ко второму чтению – депутаты увидели в нем нормы, которые могут привести к "злоупотреблениям".
Президент РФ Дмитрий Медведев внес в середине февраля в нижнюю палату парламента проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который должны "обеспечить дополнительную защиту прав предпринимателей и решить задачу продолжения деятельности хозяйствующих субъектов в случае изъятия электронных носителей в ходе расследования уголовных дел".
Законопроект уточняет порядок изъятия в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации (компьютерных блоков, серверов, ноутбуков, карт памяти), содержащих сведения о деятельности хозяйствующих субъектов. Предлагается возвращать владельцам изъятые в ходе досудебного производства документы и предметы, включая электронные носители информации, если они не были признаны вещественными доказательствами.
Отдельно прописываются и правила хранения вещдоков – электронных устройств. Они должны будут храниться "в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность находящейся на них информации". При этом возврат владельцам возможен будет "после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания". Однако в случае невозможности возврата компьютеров, флеш-карт предприниматели смогут скопировать с них информацию. Копирование будет возможно еще и на этапе проведения обыска или выемки. В этих случаях нужно будет заявить ходатайство, однако в его удовлетворении может быть отказано, если "это воспрепятствует расследованию преступления".
Именно последняя норма вызвала возмущение у профильного думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, который счел, что она "допускает произвольное толкование". "В случае принятия изменений это может привести к злоупотреблениям и нарушениям прав законных владельцев электронных носителей информации", — заявил член профильного думского Рафаэль Марданшин, представляя проект закона. При этом депутат уточнил, что недочеты можно устранить ко второму чтению.
Депутат от фракции ЛДПР Ярослав Нилов посетовал на то, что порой предпринимателям следствие возвращает изъятые электронные носители "не в полном объеме". "То крысы в подвале съели, то потерялась информация, стерлась, повредилась, потому что ноутбук сломался, или компьютер так упал. [Такие ситуации] как-то учитываются в законопроекте?" — поинтересовался он у полномочного представителя Президента РФ в Госдуме Гарри Минха.
"Да, это проблема существует. Она связана с хранением любых вещественных доказательств, речь идет не только об электронных носителях", — признал тот.
Иногда моль может "почикать" ту же самую оргтехнику, но утрачиваются не только электронные носители, но и материальные ценности", пошутил Минх, заверив, что "проблема решается в этом законопроекте, потому что предусматривается возможность обращения законного владельца при проведении обыска или выемки с ходатайством о копировании информации".
Депутат от ЛДПР Иван Сухарев предложил запретить сотрудникам следственных органов изымать компьютерную технику, а разрешить только копирование информации, содержащейся на ней. "Изъятие должно производиться только по решению суда", — считает он.
Однако Минх с этой позицией не согласился, сославшись на "абсолютно жесткое требование уголовного процесса". "Суд в качестве доказательств рассматривает только оригиналы. Поэтому любое копирование информации не будет рассматриваться как доказательство. Здесь это объективная необходимость", — заявил он.
Абсолютным большинством голосов законопроект был принят в первом чтении.
С текстом законопроекта № 20801-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (об уточнении порядка изъятия, хранения и возвращения законным владельцам в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации)" можно ознакомиться здесь.