ПРАВО.ru
Новости
4 июня 2012, 17:19

Суд не увидел ущерба чести и достоинству в "коррумпированных связях" - оставлен без рассмотрения иск к следователю Куклину

Суд не увидел ущерба чести и достоинству в "коррумпированных связях" - оставлен без рассмотрения иск к следователю Куклину
Фото с сайта zamoskvoretsky.msk.sudrf.ru

В пятницу Замоскворецкий суд Москвы отклонил иск о защите чести и достоинства, который группа ветеранов военной службы подала против следователя МВД Николая Куклина. Истцы, просившие выпустить на поруки Дмитрия Барановского, позднее осужденного на 12 лет за вымогательство, оскорбились из-за того, что Куклин заявил перед судом, что поручители были привлечены "через коррумпированные связи" обвиняемого. Легкая победа стала неожиданностью даже для представителя ГУ МВД по Москве.

Дело о защите чести, достоинства и деловой репутации бывших поручителей Дмитрия Барановского тянется с 2009 года, но фактически разбирательство началось лишь две недели назад (мы рассказывали об этом здесь). Задержка была связана, прежде всего, с долгим судом над Барановским, который в феврале 2012 года был осужден к 12 годам колонии по обвинению в вымогательстве. Напомним, что Барановского обвиняли в том, что он под видом правозащитной деятельности вымогал крупные денежные суммы и собственность у министра транспорта Подмосковья Петра Кацыва, его сына-предпринимателя, бывшего топ-менеджера Сбербанка Александра Алтунина и других лиц. Потерпевшие по делу были фигурантами публичных антикоррупционных расследований Барановского и правозащитной организации "Справедливость", зампредом которой был Барановский (об этом неоднозначном деле мы писали здесь и здесь).

Во время следствия Барановский содержался под стражей, а попытки добиться его освобождения под залог или поручительство потерпели неудачу. В частности, за Барановского, который работал топ-менеджером оборонного завода "РАТЕП" и играл заметную роль в организации ветеранов боевых действий "Боевое братство" вступились 50 заслуженных лиц, включая депутатов парламента и известных военных в отставке, героев Советского Союза и России. Однако суд не принял их поручительство после того, как на соответствующем судебном заседании в декабре 2009 года следователь Главного следственного управления при ГУВД по Москве Николай Куклин заявил: "Барановский и его сообщники планируют добиться изменения меры пресечения на несвязанную с лишением свободы, через коррумпированные связи привлекли более 50 поручителей, гарантирующих явку обвиняемого к следователю для проведения следственных действий, а также гарантируют, что обвиняемый не скроется от органов предварительного следствия".

Обвинения следователя в "коррумпированных связях" побудили несостоявшихся поручителей Барановского встать на защиту собственной чести, достоинства и деловой репутации. Всего в списке истцов, чей коллективный иск рассматривался в пятницу в Замоскворецком суде, 11 фамилий. Среди них ветераны войны в Афганистане десантники Владимир Ерсак (председатель правления МОО ветеранов войн и военных конфликтов "Баграм-345") и разведчик Игорь Иванов-Якушко (предправления Союза ветеранов Афганистана "Единство"), полковник ВДВ Павел Поповских (председатель Союза десантников России), отставной летчик-истребитель Валерий Голдышев и другие. Они требовали признать распространенные Куклиным сведения несоответствующими действительности и взыскать коллективно с МВД России, его московского главка, Минфина и самого следователя Куклина символическую компенсацию в размере 1 руб. В частности, сторона истцов предъявила суду аудиозапись "антикоррупционной" судебной речи Куклина и ходатайствовала о проведении экспертиз для установления ее подлинности и оценки содержания.

У Ответчика, ГУ МВД по Москве, был новый представитель - юрист Алексей Дедушкин (сам Куклин не является в суд за неимением времени). Впрочем, ведя он не выходил за рамки аргументов, уже представленных в процессе ранее. Как и его предшественница Ольга Гордеева, Дедушкин делал ставку на то, что спорное высказывание Куклина "было сделано в суде и оценено судом". Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, нельзя оспорить в порядке ст.152 ГК РФ сведения, которые были сообщены в суде при рассмотрении дела, "являлись доказательствами по этому делу и были оценены судом при вынесении решения". А значит, заявлял представитель ГУВД, не нужно ни устанавливать то, как именно звучала спорная фраза, ни давать ход иску в целом.

— Наша позиция основана на решении пленума, — говорил Дедушкин. — Кроме того, в этой аморфной фразе, которая, подчеркиваю, прозвучала в другом судебном заседании, нельзя идентифицировать уважаемых истцов. Кроме того, непонятно, как мог их опорочить следователь Куклин? Может, он их обругал, обозвал? Нет. Значит, и говорить тут не о чем, полностью надуманный иск.

— Значит, вы подтверждаете, что Куклин произнес фразу о "коррумпированных связях" именно в той форме, как она приведена в нашем иске? — попыталась поймать его на слове адвокат истцов Ирина Грудинская.

— Нет, смысл фразы взят из письма руководителя Департамента экономической безопасности ФСБ следователю Куклину, — ответил Дедушкин, возвращаясь еще к одному уже опробованному доводу ответчиков. — Именно в этом письме впервые упоминалось про коррумпированные связи Барановского и его сообщников, с помощью которых привлекались поручителей. Почему вы не обжаловали это письмо в прокуратуру?

— Мои доверители не были допущены к участию в процессе над Барановским, — парировала Грудинская. — У них не было соответствующих процессуальных прав, не было возможности даже высказаться по этому вопросу. О письме из ФСБ они узнали значительно позднее. Да и зачем нам оспаривать какие-то действия ФСБ, если порочащие сведения распространял Куклин? Мало того: впоследствии и.о. руководителя Главного следственного управления ГУВД по Москве Карпухина в своем письме пояснила, что распространенные Куклиным сведения не являлись доказательствами по делу, а носили справочный характер. А в постановлении Пленума ВС говорится только о невозможности оспаривания как клеветнических тех сведений, которые получили оценку суда в качестве доказательств.

Также Грудинская попыталась получить от Дедушкина ответы на ряд каверзных вопросов, но тот постарался уйти от прямых ответов. В частности, представитель ГУ МВД отказался отвечать на "оценочный вопрос" о том, известно ли ему о каком-либо судебном акте, в котором спорная фраза Куклина о "коррумпированных связях" получила бы хоть какую-то правовую оценку. Заметим, что в постановлениях суда, раз за разом оставлявшего Барановского под стражей, содержание поручительств и речь следователя Куклина не упоминались.

Когда судья Людмила Лобова удалилсь в совещательную комнату, Дедушкин дружелюбно поделился с присутствующими своим прогнозом: "Ну, экспертизу назначат, это очевидно, — сказал он. — Для объективности разбирательства она необходима". Однако затем было оглашено решение, удивившее всех: в ходатайствах об экспертизах аудиозаписей отказать, а иск оставить без рассмотрения.