Особняк Поливанова, памятник деревянного ампира начала XIX века, уже не первый год находится в эпицентре ожесточенной борьбы между коммерческими структурами, государственными и муниципальными властями и другими претендентами на этот объект недвижимости в самом центре Москвы – Денежном переулке. Пока ассоциация шахматных федераций делят с энергетиками право аренды, здание то горит, то реставрируется, а уже несколько лет и вовсе пустует.
В 1980-х годах здание по адресу Денежный переулок, дом 9/6 было переделано из жилого многоквартирного дома и отдано в распоряжение шахматного объединения. В 1996 году московские власти, на чьем балансе оно тогда числилось, заключили договор аренды с международной ассоциацией "Ассоциация шахматных федераций", которая и занимала его до 2001 года, когда в особняке произошел пожар, после чего в первоначальном виде возродиться ему уже было не суждено. В 2002 году договор на аренду с ассоциацией был расторгнут Арбитражным судом г. Москвы из-за несоблюдения ей охранного обязательства и заключен новый — с ООО "НТЦ Энергосистемы".
"НТЦ" недолго квартировало во вверенном ему особняке. В 2004 году федералы отсудили право собственности на здание у Москвы, а договор аренды, соответственно, посчитали ничтожным, и арендатора распорядились выселить. Однако вернуться в прежние стены Ассоциации шахматных федераций тоже не удалось: она продолжала судиться с "НТЦ" за признание ее права пользования спорными помещениями (дело 09АП-29312/2010), до тех пор, пока в мае 2009 года Высший Арбитражный Суд не отказал окончательно. Насколько известно "Право.RU", особняк Поливанова пустует по сей день.
А уже значительно позже, в 2010 году, "НТЦ" сумело было отсудить у Федерального агентства по управлению госимуществом (Росимущество) более 140 млн руб., потраченных на капитальный ремонт здания после пожара, но спустя несколько месяцев, на втором круге рассмотрения дела (09АП-29312/2010) стороны все-таки сумели договориться и заключили мировое соглашение на условиях заключения с "НТЦ" нового договора аренды на 49 лет в обмен на "прощение" долга. Соглашение не устояло в кассации (привлеченная к делу ассоциация сумела его оспорить на том основании, что при решении вопроса не участвовало Министерство культуры), Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил определение о прекращении дела, сейчас оно снова рассматривается в АСГМ.
Начало очередной сюжетной линии конфликта положило поданное в мае уже этого года очередное исковое заявление ассоциации: она потребовала признать незаконным незаключение с ней договора аренды Росимуществом (дело А40-65485/2012). Шахматисты считают, что и здесь их давний оппонент перешел им дорогу: вопреки тому, что заявка на заключение договора аренды была подана ассоциацией еще в феврале, предпочтение было отдано "НТЦ", которое, по словам адвоката Никиты Федорова (адвокатское бюро "Григорьев и партнеры"), представляющего в суде интересы шахматистов, подало свою заявку в ведомство уже в мае.
"Государственная преференция – единственное окошко, которое дает "НТЦ" право получить здание без конкурса", – добавил он на заседании АСГМ 12 июля. "Но ФАС такой преференции не давало". Федоров уверен в том, что за преференцией "НТЦ" обратилось только в мае – через несколько месяцев после того, как подавала заявку подопечная ему ассоциация. Ответить ему на заседании было некому: "НТЦ" до сих пор не было привлечено в качестве третьего лица по делу, но судья Наталья Нариманидзе решила восполнить этот пробел и, привлекая "НТЦ" в качестве третьего лица, отложила заседание, чтобы все участники конфликта смогли изложить свою позицию.
Вопрос статуса особняка Поливанова на настоящий момент остается открытым. Ассоциация шахматных федераций не сумела добиться судебного запрета на какие-либо решения и сделки со спорным зданием в качестве обеспечительных мер по иску.
В то же время, объяснить такую исключительность важности обладания именно этим особняком в Денежном переулке представители ассоциации не могут. Адвокат Федоров утверждает, что это уже "вопрос принципа". Однако делиться соображениями, как именно ассоциация планирует распорядиться зданием, он не пожелал.