Замоскворецкий суд Москвы продолжает рассматривать дело чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева, после удара которого скончался студент колледжа МВД Иван Агафонов.
Сегодняшнее заседание было полностью посвящено допросу явившихся свидетелей. Среди них были сотрудники ночного клуба "Гараж", рядом с которым произошел конфликт между Мирзаевым и Агафоновым, а также медики из Городской клинической больницы №1, где Агафонов скончался.
Сотрудники "Гаража"
Первыми показания давали сотрудники "Гаража". Охранник клуба Павел Вовченко рассказал, что момент удара он не видел, зато запомнил, что Агафонов лежал на асфальте на спине без сознания. По его словам, молодого человека пытались привести в сознание, но "было непонятно, плохо ему от алкоголя или от удара". А когда Агафонов пришел в себя, то он, по словам Вовченко, отказался от вызова "скорой помощи".
Его коллега Дмитрий Алексеев тоже не смог описать момент удара, зато рассказал о поведении Мирзаева сразу после него. Когда Алексеев, по его словам, пытался привести в чувство Агафонова, к нему подошел Мирзаев и попытался помочь. "Я взял его [Агафонова] под руки, Мирзаев [взял] его за голову, отнесли его, на ступеньки посадили", — рассказал Алексеев.
Адвокат подсудимого Алексей Гребенской поинтересовался у Алексеева, как Мирзаев выглядел в этот момент — переживал или относился к этому безразлично. "Видно было, человеку не безразлично. Он не стоял в стороне. По моему мнению, было видно, что он переживал", — сказал Алексеев.
Управляющий клуба "Гараж" Леонид Береговой, также сегодня явившийся в суд, рассказал, что 15 августа к нему приезжал молодой "человек со стороны Агафонова" и требовал видеозапись с камер наблюдения. "У вас ночью была драка. Пострадал хороший человек, и я вам тут всем сейчас устрою, мне нужно расследовать, как все это было", — так Береговой изложил общий смысл того, что он услышал, и добавил, что отказался выполнить эти требования. "Я сказал, что это предоставляется только по запросу от правоохранительных органов. На что он ответил, что раз так, то получите от правоохранительных органов", — заявил Береговой, отметив, что позже действительно поступил такой запрос, и клуб предоставил видеозаписи с камер наблюдения.
Еще один сотрудник клуба — Арелевдин Ибрагимов — рассказал, что на видеозаписях с камер наблюдения видно, как Мирзаев со своей девушкой вышли из клуба, стояли в компании, а потом произошла полемика на расстоянии между Мирзаевым и Агафоновым. "Потом Мирзаев подошел к Агафонову, произошел удар, последний упал. Мирзаев на 3-4 шага отошел, снова подошел, администратор подбежал к нему. Оказали помощь пострадавшему", — лаконично описал произошедшее Ибрагимов.
Медики
Затем допрашивались сотрудники больницы, в которую был доставлен получивший удар студент. Екатерина Абакумова, медсестра из травматологического отделения, куда попал Агафонов, рассказала, что молодой человек должен был лечь в отделение нейрохирургии, но там не оказалось свободных мест. Чуть позже ее слова подтвердил и врач-травматолог Виктор Максименко, который сказал, что травматологическое отделение было тоже "перегружено", но были хотя бы кровати в коридоре, а в нейрохирургии и они закончились. Поэтому Агафонов по просьбе нейрохирурга Александра Анохина оказался в травматологии. Об этом же говорили и ранее допрошенные медики.
На вопрос гособвинителя Юлии Зотовой, видела ли Абакумова Агафонова лежащим на полу, медсестра ответила отрицательно (в одном из интервью мать погибшего — Татьяна Агафонова — говорила о том, что нашла своего сына лежащим на полу, но потом отказалась от своих слов). "Именно лежащим не видела. В этой куче народа он сидел, по моему, на кровати", — сказала Абакумова.
После этого Зотова зачитала показания Абакумовой, данные в ходе предварительного расследования. Как выяснилось, тогда она рассказала, что выходя из одной из палат, увидела, что Агафонова поднимают с пола. "Рядом находились медсестра и санитарка. Вокруг него было много народа, мама и другие люди, которые не являлись сотрудниками, пациентами", — процитировала Зотова ранние показания Агафоновой, однако медсестра подвердила, что не видела Агафонова лежащим на полу.
В свою очередь адвокат Гребенской попытался выяснить, получил ли Агафонов лечение.
- В истории болезни Агафонова были прописаны ли какие-то назначения? Исполнялись ли назначения врачей вами лично?
- Мной лично нет… Нас было трое [медсестер]. Я не могу за них ответить.
Уже после заседания Гребенской заявил журналистам, что видит в причине смерти "элемент вины врачей, связанный с несвоевременным и неквалифицированным оказанием медицинской помощи". "Разница во времени между его поступлением в приемное отделение до момента поступления в травматологическое отделение составила более четырех часов. За это время фактически никакой квалифицированной медицинской помощи Агафонов не получал", — заявил защитник Мирзаева.
Также в суд явилась и следователь Евгения Шаферова, которая изначально занималась расследованием уголовного дела в отношении Мирзаева. Она рассказала о том, что выносила постановление об изъятии записей с видеокамер наблюдения в клубе, а также постановление об аресте подсудимого. Однако она не смогла ответить на вопрос адвоката Мирзаева, приходил ли к ней его доверитель с явкой с повиннной, чем вызвало искренне удивление у защитника. "Как не помните? Дело такое резонансное", — воскликнул он.
Из друзей Агафонова, которые были с ним рядом во время конфликта с Мирзаевым, пока никто в суд не явился (интересно, что ранее прокурор Зотова опасалась, что сложно будет найти Вовченко, являющегося гражданином Украины, однако он дал показания). Лилия Косюга, выступавшая в суде сегодня (она жила по соседству с Агафоновыми много лет), не была в день трагедии в клубе и смогла рассказать о произошедшем только со слов присутствовавших там. Она повторила звучавшую версию о том, что Агафонов "играл с машинкой", которая подъехала к девушке, а потом разгорелся конфликт между Агафоновым и Мирзаевым.
В конце заседания представитель гособвинения попросила судью Федина вынести определения о принудительном приводе в суд более десятка свидетелей, среди которых преобладают друзья Агафонова. Следующее заседание состоится уже в среду, а если явка свидетелей не будет обеспечена, то будут оглашены их показания, данные во время предварительного следствия.
******
Мирзаеву инкриминируют умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего (ст. 111 УК – до 15 лет лишения свободы). Инцидент, который привел его на скамью подсудимых, произошел 15 августа 2011 года у ночного клуба "Гараж" в центре Москвы. После удара спортсмена студент колледжа №1 ГУ МВД по Москве Иван Агафонов был госпитализирован, а спустя три дня, 18 августа, умер в больнице.
После инцидента у "Гаража", 19 августа 2011 года Мирзаев добровольно явился в полицию и был отпущен под залог. Однако на волне критических выступлений СКР обжаловал это решение, и 24 августа спортсмен был взят под стражу.
Еще один резкий поворот в его деле связан с переквалификацией обвинения. Сначала ему инкриминировали ст.111 УК РФ, но в январе 2012 года обвинение было изменено на менее тяжкое — ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). После этого, 13 февраля Замоскворецкий суд принял решение осовбодить Мирзавева под залог, но 14 февраля Мосгорсуд его отменил и оставил Мирзаева под стражей. А через два дня СКР вновь предъявил ему обвинение по 111-й статье.