Сегодня Мосгорсуд рассматривал кассационные жалобы на обвинительный приговор основателю группы "Санрайз" Сергею Бобылеву и его коллеге Евгению Корецкому.
Бобылев обвинялся в выводе активов ООО "Санрайз Раша" (головная компания крупного компьютерного рейтелера с оборотом до $800 млн) и мошенничестве (ст.159 УК РФ) на сумму более 2,3 млрд рублей. По версии следствия, от действий бизнесмена пострадали тридцать три поставщика компьютерной техники и комплектующих, среди которых южнокорейская компания Samsung, а также "Альфа-банк" и "Московский коммерческий банк". Первый раз в СИЗО он попал 20 июля 2009 года (спустя год с лишним, 10 сентября 2010 года, его отпусили под залог в 10 млн руб. по решению Верховного Суда), а второй — 30 января 2012 года, когда судья Останкинского райсуда Москвы Инна Тарджуманян (летом переведена в Мосгорсуд) приговорила Бобылева к девяти годам колонии общего режима. Вместе с Бобылевым был осужден отчим его жены Евгений Корецкий, который был директором трех компаний, входивших в группу "Санрайз". Он получил четыре года общего режима, и был взят под стражу после оглашения приговора.
Слушания кассационных жалоб Бобылева и Корецкого должны были состояться в понедельник, однако были отложены из-за того, что основателя "Санрайза" не доставили в суд. "Доставка, направленная Московским городским судом, была утеряна", — передала тогда объяснения следственного изолятора председательствующая судья Елена Арычкина. Сегодня Мосгорсуд решил этого риска избежать, и оба подсудимых, несмотря на ходатайства о доставке в суд, участвовали в процессе в режиме видеоконференции. Заседание началось с любопытного эпизода с одним из трех адвокатов Бобылева - Олегом Рычкаловым. Он сидел в зале в качестве слушателя, однако суд, убедившись, что соглашение между ним и осужденным не расторгнуто, заставил его пересесть за стол защиты, хотя Бобылев пояснил, что в Мосгорсуде его будут защищать два адвоката. После этого суд, объяснив отличия кассационной инстанции от апелляционной, отклонил заявленное защитой ходатайство об исследовании переписки Бобылева с контрагентами, в том числе с сотрудниками потерпевших по делу — "Альфа-Банка" и ОАО "АБВТехмет". По словам адвоката Нарайра Шахназарова, ноутбук основателя "Санрайза" с этой перепиской, опровергающей выводы о его виновности, не был исследован судом первой инстанции, хотя соответствующие ходатайства не раз заявлялись. Но при этом, согласно приговору судьи Тарджуманян, этот ноутбук, вопреки требованиям УПК, должен быть уничтожен. Затем последовал получасовой доклад судьи Дмитрия Монекина об обстоятельствах дела, а потом слово было передано Бобылеву.
— Я не похищал, а вкладывал средства и был инвестором, — заявил он и в доказательство правдивости своих слов сослался на выписки со своих личных банковских счетов, по которым видно, что он инвестировал весь свой доход в развитие "Санрайза". Кроме того, Бобылев заявил, что за 16 дней до его ареста были получены результаты экспертизы, согласно которой имущества его компании было достаточно для расчета по кредитам и перед поставщиками. "В уголовном деле можно было поставить точку, но меня отправили в СИЗО", — добавил он.
Отдельное внимание Бобылев уделил "коррумпированному следователю Нелли Дмитриевой" (на нее заводилось уголовное дело за взяточничество, два месяца назад СКР собирался возобновить расследование), которая по его словам, за год умудрилась разграбить компанию, на создание которой ушло 16 лет. Бобылев не отрицал, что его контрагенты в свое время "не до конца получили деньги", но утверждал, что, даже находясь в СИЗО, "делал все возможное для защиты их интересов: писал ходатайства об аресте имущества компании и обращался в суд на бездействия Дмитриевой. "Есть ли моя вина в том, что они не были услышаны? — риторически спрашивал Бобылев. — Если бы они были написаны стихами, их бы тоже никто не услышал".
В качестве примера он рассказал об одном случайно удовлетворенном ходатайстве об аресте автотранспорта компании, который санкционировал следователь Смыслов, пока Дмитриева была в отпуске. Но, несмотря на это, грузовики Man все равно были распроданы по поддельным документам через сайт "Авто.ру", утверждал Бобылев.
В заключение он заявил, что его уголовное дело нужно, чтобы отвести внимание от настоящих похитителей имущества его компании. Он пофамильно назвал с десяток свидетелей, рассказывавших, как имущество "Санрайза" расхищалось сотрудниками компании "А1" (инвестиционное подразделение "Альфа-групп", в которую входит и "Альфа-Банк"; стало совладельцем "Санрайза" в 2008 году, после того, как ритейлеру был предоставлен кредит в $33 млн). "Один из покупателей, свидетель Азарнов, рассказал в суде, что сделка заключалась в офисе "А1", — вспомнил Бобылев упоминавшуюся выше распродажу Man'ов. Однако даже эти показания были положены в основу обвинительного приговора. "Логика даже у Алисы в Стране чудес была более разумной, чем в приговоре Останкинского суда!" — возмущался Бобылев.
В выступлении адвоката Шахназарова главным элементом был разбор текста приговора, который, по его словам, копирует обвинительное заключение. Среди прочего он отметил, что показания примерно двадцати свидетелей защиты не были проанализированы судом. Про них в судебном акте, по его словам, только сказано, что они "противоречат друг другу и не относятся к делу". Шахназаров также обратил внимание судей Мосгорсуда, что суд первой инстанции "вырвал" из экспертизы (упомянута выше Бобылевым) пункт о том, что задолженность "Санрайза" перед кредиторами покрывалась на 20% денежными средствами, а на 80% еще не реализованными товарами.
Сказал Шахназаров и о том, что судья Тарджуманян 10 раз упоминает в тексте приговора о виновности генерального директора ООО "Санрайз ПРО" Ягнюкова, который вообще не привлекался обвиняемым по делу Бобылева-Корецкого и содержит цитаты из документов, составленных "глупым следователем", например, словосочетание "для достижения преступного умысла". Также адвокаты Бобылева утверждали, что четыре свидетеля заявили, что не допрашивались на предварительном следствии, однако их сфальсифицированные показания тоже легли в основу приговора.
Процессуальные оппоненты Бобылева, Корецкого и их защитников выступили так, как будто думали, что им ни в чем не надо убеждать судей кассационной инстанции и отвечать на аргументы противоположной стороны. Прокурор Марина Бобек, адвокат "Альфа-Банка" Андрей Заславский и "АБВТехмета" Владимир Ермаков всего нескольких предложениях сказали о том, что приговор законен и справедлив. А на обвинения Бобылева в корыстных преступлениях со стороны "Альфа-Банка" Заславский ответил, что банк и "А1" — это разные организации.
В итоге, пробыв больше часа в совещательной комнате, судья Монекин огласил кассационное определение, которым приговор в отношении Бобылева и Корецкого был оставлен без изменения, за исключением единственной его части: вопрос об уничтожении ноутбука с доказательствами невиновности основателя "Санрайза" суд первой инстанции должен изучить еще раз (удивительно, но за один день пришлось уже два раза столкнуться с подобными ситуациями — прим. ред.)
Защита собирается обжаловать приговор и ожидаемо идти вплоть до ЕСПЧ. А 4 сентября обращение жены Бобылева в его интересах рассмотрит уполномоченный при Президенте РФ по делам предпринимателей Борис Титов — в Центре общественных процедур "Бизнес против коррупции".