Профильная думская комиссия приняла в понедельник принципиальное решение о необходимости рассмотрения на пленарном заседании нижней палаты Федерального собрания вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий эсера Геннадия Гудкова. Единороссы и представитель ЛДПР не прислушались к призывам коллег дождаться поступления всех запрошенных документов из Следственного комитета и Генпрокуратуры РФ.
Через четыре дня после проведения первого заседания, посвященного рассмотрению представления генпрокурора РФ Юрия Чайки о лишении Гудкова депутатского мандата, члены думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, собрались во второй раз.
Поводом для рассмотрения "дела Гудкова" стали материалы СКР о том, что этот депутат в сентябре 2008 года приобрел доли в компании "Коломенский строитель", а также является единственным получателем дохода от ООО "Рошан". В СКР решили, что депутат нарушил положения Конституции РФ и федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы", в соответствии с которыми парламентарий не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. В сентябре СКР направил в Госдуму дополнительные материалы в отношении Гудкова. В них говорится о том, что он занимается управлением частным охранным предприятием "Агентство безопасности "Пантан" через контролируемые им коммерческие организации, а также оказывал покровительство этому ЧОПу во время проверки.
Как и планировал 5 сентября глава комиссии Владимир Васильев, сегодня в Госдуму пришли представители Следственного комитета и Генпрокуратуры, а также СКР представил дополнительные документы, запрошенные парламентариями. Среди них оказался протокол собрания акционеров "Коломенского строителя" о переназначении гендиректора предприятия от 5 июля 2012 года, в котором помимо подписи жены Гудкова, которой эсер передал в доверительное управление свои акции этой компании, значилась и подпись самого парламентария. В СКР сочли, что этот протокол свидетельствует о том, что Гудков участвовал в руководстве предприятия, что запрещено законом, а он сам в начале заседания высказался по поводу этого документа очень осторожно, сказав что "ничего не может сказать" о нем.
Представили Следственного комитета и Генпрокуратуры, присутствующие на заседании, были немногословны. Руководитель Главного следственного управления СКР Александр Щукин, кратко пересказав содержание результатов доследственной проверки, резюмировал, что "проверка еще не завершена, но уже полученные сведения дают основания обращаться в Думу с этими материалами".
Эсерка Татьяна Москалькова, выслушав его, обратила внимание совсем на другие выводы. По ее словам, в Госдуму поступили документы, свидетельствующие о том, что 24 августа следователем было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях Гудкова состава преступления, предусмотренного ст.289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности). Однако Щукин парировал: это постановление было отменено 7 сентября, и сейчас проводятся дополнительные проверочные мероприятия.
Среди единороссов тоже оказались сомневающиеся в необходимости применять крайние меры к своему коллеге. Борис Резник, который на прошлом заседании удивился спешке СКР и Генпрокуратуры, заявил, что представленные документы не убедили его в необходимости нажать кнопку "за" при голосовании за лишение Гудкова мандата. Этой точки зрения придерживался и коммунист Николай Рябов, который попытался убедить своих коллег не торопиться. "СКР не подтверждает, что противоправное действие совершено. Мы сейчас говорим: "давайте привлечем человека к ответственности". Какой? За что?" — удивлялся он. А затем, вспомнив "единственный протокол" [собрания акционеров "Коломенского строителя"], подтверждающий нарушения со стороны Гудкова во время работы в Госдуме 6-го созыва, высказал мнение, что следователи еще должны проверить этот документ на подлинность.
Однако ему весьма эмоционально возразил депутат от ЛДПР Александр Балберов, который к концу второго часа заседания заметно начал скучать. "Сейчас перечисляли [нарушения, допущенные Гудковым в] 2009, 2010, 2011 годах. Сегодня [представлен документ о нарушениях] 2012 года. Вам этого мало? Но человек нарушает с 2009 года", — быстро говорил он. А в конце добавил: "Для меня этого уже достаточно, чтобы поставить точку".
Быстрее "поставить точку" явно спешили и глава комиссии Васильев с единороссом Дмитрием Вяткиным, которые говорили о наличии оснований для лишения Гудкова депутатского мандата. При этом Васильев даже заметил, что Дума "проходит исторический период". "Я не вижу другого выхода для нашей комиссии. Я не очень понимаю, какую еще проверку можно провести", — ответил он на слова эсерки Москальковой, которая предлагала дождаться поступления из СКР и Генпрокуратуры всех запрошенных депутатами документов по этому делу.
Гудков за несколько минут до голосования попросил дать ему "последнее слово". Он предпочел не оправдываться, не говорить по сути дела, а заявил о том, что происходящее здесь является "политическим судилищем". Только по поводу протокола из "Коломенского строителя" он решил высказаться чуть более определенно, чем изначально: по словам Гудкова, он не был на этом собрании, а его жена в это время находилась за рубежом.
В результате голосования 8 депутатов высказались за необходимость рассмотрения на пленарном заседании Госдумы вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий эсера Геннадия Гудкова, пять депутатов были против, а Резник воздержался от голосования. Теперь соответствующие документы в отношении Гудкова будут направлены спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.
После заседания Васильев в достаточно грубой форме отказался отвечать журналистам на вопрос, касающийся того, когда вопрос о лишении Гудкова-старшего депутатских полномочий может быть поставлен на рассмотрение Госдумы. Напомним, что ранее "Ведомости" писали о том, что этот вопрос Госдума рассмотрит на пленарном заседании 12 сентября.