ПРАВО.ru
Новости
5 сентября 2012, 21:01

Думская комиссия начала разбираться с желанием Генпрокуратуры лишить полномочий оппозиционного депутата Гудкова

Думская комиссия начала разбираться с желанием Генпрокуратуры лишить полномочий оппозиционного депутата Гудкова
Фото с сайта gudkov.ru

Профильная думская комиссия приступила сегодня к изучению представления генпрокурора, который просит лишить эсера Геннадия Гудкова депутатских полномочий. Ее глава Владимир Васильев говорил о том, что спешность разбирательства объясняется резонансом дела оппозиционера, но даже среди его однопартийцев нашлись те, у кого обращение Юрия Чайки вызвало недоумение.

В повестке сегодняшнего заседания думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, значился всего один вопрос — рассмотрение представления Генпрокурора РФ Юрия Чайки в отношении активного участника оппозиционного движения, депутата от "Справедливой России" Геннадия Гудкова. Генпрокурор просит Госдуму на основании материалов Следственного комитета РФ (это часть материалов еще пока не законченной доследственной проверки) досрочно лишить эсера депутатских полномочий в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности. 

Поводом для рассмотрения "дела Гудкова" стали материалы СКР о том, что Гудков в сентябре 2008 года приобрел доли в компании "Коломенский строитель", а также является единственным получателем дохода от ООО "Рошан". В СКР решили, что депутат нарушил положения Конституции РФ и федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы", в соответствии с которыми парламентарий не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. В сентябре СКР направил в Госдуму дополнительные материалы в отношении Гудкова. В них говорится о том, что он занимается управлением частным охранным предприятием "Агентство безопасности "Пантан" через контролируемые им коммерческие организации, а также  оказывал покровительство этому ЧОП во время проверки.

Открывая заседание, на котором нужно было решить вопрос о проведении парламентской проверки данных по Гудкову, глава комиссии Владимир Васильев обратил внимание на то, что документы пришли из правоохранительных органов и уже являются, по сути, результатами проверки. По его словам, в них есть данные, которые прямо или косвенно указывают на то, что Гудков в текущем, шестом созыве осуществляет действия по управлению хозяйственными обществами в нарушении существующих запретов и ограничений. Одновременно Васильев обратил внимание на то, что часть материалов из СКР и Генпрокуратуры рассматривать не имеет права, поскольку они касаются деятельности эсера до 20 декабря 2011 года, то есть до начала работы Госдумы шестого созыва.

Гудков, дождавшись своего выступления, начал с рассказа об отличиях между предпринимательством и деятельностью акционеров. Для этого он процитировал постановление Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений закона "Об акционерных обществах" от 24 февраля 2004 года. Тогда КС РФ постановил, что деятельность акционеров не является предпринимательской, а относится к иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Затем он перешел к рассуждению о противоречиях в действующем законодательстве. По его словам, закон не запрещает депутатам владеть акциями и долями, но запрещает участвовать в органах управления коммерческих предприятий, хотя владельцы акций "автоматически входят в высший орган управления — собрание акционеров". "Если подходить формально, то сегодня должны прекратить полномочия более половины депутатов, которые, согласно поданным декларациям, владеют [акциями]", — заявил эсер, подчеркнув, что еще в 2009 году заключил договор доверительного управления на акции и доли с супругой. "Никакой предпринимательской деятельности мною лично не проводилось", — подытожил он, призвав одновременно членов комиссии проголосовать за проведение проверки.

Первой слово взяла депутат от "Справедливой России" Татьяна Москалькова. По ее словам, представленных материалов для проведения думской проверки недостаточно, для этого необходимо запрашивать дополнительные сведения. Ей возражал единоросс Дмитрий Вяткин, который считал, что документов хватает.

Единоросс Борис Резник согласился с Гудковым по поводу необходимости четко прописать в законодательстве, что именно депутат должен делать со своими акциями и другой собственностью и пожурил СКР и Генпрокуратуру за "непонятную поспешность", поскольку те вышли с требованием лишить Гудкова депутатских полномочий, даже не закончив проверку в отношении него. А коммунист Владимир Поздняков, в свою очередь, удивился, почему проверка должна проводиться не в отношении всех депутатов, владеющих акциями и долями предприятий, а только выборочно в отношении Гудкова. По его словам, думской комиссии не мешало бы подойти к этому вопросу системно.

Лоббировал или не лоббировал

Еще одна претензия к Гудкову связана с тем, что он писал в прокуратуру по поводу нарушений, которые были допущены при проверке в принадлежащем его семье ЧОПе "Пантан" летом 2012 года. По словам депутата-оппозиционера, он всего лишь просил ответить, была ли проинформирована прокуратура города о проведении проверки, как того требует закон, а также принять меры к нарушителям, допустившим волокиту (ему не дали ответ в срок).

Напомним, что прокуратура письма Гудкова восприняла как лоббирование интересов компании, а на заседании по этому поводу с советом, как следовало поступить эсеру, высказался Резник. "Нравится-не нравится, надо было стиснуть зубы и терпеть эту проверку, правильная она или нет. Я считаю, что морального права обращаться с такими письмами вы не имели", — сказал он.

Сжатые сроки

Спустя полтора часа члены комиссии все-таки решили, что проверку по "делу Гудкова" нужно провести, а затем встал вопрос о ее сроках. Васильев сообщил, что следующее заседание, на которое будут приглашены представители СКР и Генпрокуратуры, состоится уже 10 сентября. К этому же сроку он планирует запросить у ведомств дополнительные документы (депутаты должны к 6 сентября, то есть к завтрашнему дню, высказать свои предложения) и получить на них ответы. Эти слова Васильева вызвали смех журналистов, которые явно не верили в реальность таких сроков, а эсерка Москалькова напомнила, что, согласно регламенту комиссии, на такую проверку отводится 60 дней. Но ее аргументы не были услышаны.

"Затягивать нельзя. Резонанс события сам о себе говорит", — заявил Васильев, однако чуть позже отметил, что окончательное решение по этому делу не обязательно будет приниматься 10 сентября. Правда, ранее "Ведомости" писали о том, что 12 сентября Госдума на пленарном заседании рассмотрит вопрос о лишении Гудкова депутатских полномочий.