Депутатам Госдумы не нравится идея превратить избирательный бюллетень в рулон бумаги длиной 170 сантиметров: именно такого размера получится документ, если в выборах примут участие 50 партий. Обработать такие "портянки" комплексы обработки избирательных бюллетеней — КОИБы, рассчитанные на считывание информации с листа формата А4, не способны, ручной подсчет голосов законодателей тоже не впечатляет. Сегодня на заседании комитета по госстроительству депутаты и представитель ЦИК решали, как должен выглядеть главный документ выборов.
Упрощая регистрацию политических партий в России весной прошлого года, парламентарии оставили за скобками обсуждение вопроса вида избирательного бюллетеня. В результате, после снижения минимальной численности партии с 40 000 до 500 человек в стране появились около 50 новых политических объединений. Если все они решат принять участие в выборах, то Центральная избирательная комиссия России может столкнуться с серьезной проблемой – бюллетень вырастет до гигантских размеров. "В том случае, если мы выходим на 51 политическую партию, избирательный бюллетень для КОИБа будет представлять собой рулон в 1 м 70 см", — сказал сегодня на заседании глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин, разворачивая для пущей убедительности образец.
"Нужно выйти на технические решения, связанные с избирательным процессом <…>, — сказал он. — Если я не ошибаюсь, то КОАИБ способен принимать где-то до 12 партий, позиций [в бюллетене] в соответствии с современными требованиями".
Зампред ЦИК РФ Леонид Ивлиев поправил Плигина, заметив, что КОАИБ может обрабатывать документ с 13 фамилиями или 91 строку на формате А4. "Мы исходили из той партийной системы, которая действовала на момент выборов, — объяснял он. — Было 12 партий, а согласно закону, на выборах депутатов Госдумы 10 фамилий составляют общефедеральную часть партийную списка и три фамилии в каждом регионе – региональный". Он напомнил, что в 11 субъектах России применяется два государственных языка, там ранее бюллетень увеличивался до 600 мм. "То есть А4, склеенный в длину. Было техническое решение – КОИБ, который представляет из себя сканер, мог пропускать через себя 60 см бюллетень", — рассказал он.
Призвав коллег к дискуссии, Плигин, перешел к рассказу о мировой практике. Суть его выступления сводилась к тому, что страны решают такую проблему по-разному: одни используют большой бюллетень, другие – маленький, но партии в нем для экономии места обозначаются через числовой показатель. "То есть устраняется из бюллетеня фактически вся содержательная сторона", — отметил Плигин. Третий вариант бюллетеня, по словам Плигина, так называемая книжка, в которой публикуется информация о партиях.
Подробнее на последнем варианте остановился Зампред ЦИК РФ Ивлиев, который обратил внимание, что в этой книжечке сам бюллетень размещен на последней странице, а партии там обозначены цифрами. "Для ЦИК это не проблема, это проблемы больше для партий, поскольку в данном случае не упоминается фамилия лидера, эмблема партии, ее наименование, — объяснял он подводные камни этого варианта. — Просто раскручивается в агитационной партийной работе та цифра, которую партия получает по итогам жеребьевки". Оторвав последнюю страницу в книжке, по его словам, избиратель выбирает номер партии, обводит его и опускает листок в урну или КОИБ.
Немного иной взгляд на этот же метод оказался у члена Общественной палаты Максима Григорьева. По его словам, на листе из такой книжки должна быть напечатана информация об одной партии, его избиратель вырывает и опускает в урну, это и считается бюллетенем.
- А что, дальше эту книжку [избиратель] берет с собой или оставляет на избирательном участке? – спросил Плигин и добавил, что остальные бюллетени тогда учесть нельзя будет.
- Избирательный лист должен быть только один, — поддержал коллегу по фракции, единоросс Дмитрий Вяткин.
- Либо избиратель должен их [бюллетени] сразу все погашать. Условно говоря, скос отрезает. Как-то нарушать работоспособность листов, — поправился Григорьев.
Но последние слова снова вызвали недоумение у парламентариев. В частности, Плигин поинтересовался, как будут заставлять пожилого человека рвать 50-страничную книжку.
- Установим большие гильотины на участках, — пошутил депутат от ЛДПР Сергей Иванов.
Не нравилась идея огромных списков эсеру Дмитрию Гудкову, который прогнозировал рост очередей на избирательных участках, поскольку люди будут подолгу читать книжку в 50 страниц. По его словам, можно было бы установить в кабинке для голосования электронное табло, на котором представлена информация о партиях. Человек выбирает партию, нажимает на кнопку, и распечатывается бюллетень за выбранную партию. "То есть избиратель сам изготавливает бюллетень", — предложил эсер.
- Сколько это стоит? – поинтересовался Плигин, но ответа так и не получил.
Одновременно Гудков озвучил предложение на будущее – развивать технологию дистанционного голосования, верификации избирателей. Для этого он предложил обратиться к опыту Эстонии, где около 25% избирателей голосуют через интернет. "Там технология такая: человеку выдают документ-электронный носитель, который является и паспортом, и проездным… Он дает возможность каждому избирателю голосовать", — объяснял он. По его словам, человек в течение дня может голосовать неоднократно, но засчитывается только последний вариант. Это дает возможность избежать фальсификации и давления, поскольку даже если руководитель предприятия собрал сотрудников и заставил их проголосовать за нужного кандидата, то человек дома вечером может переголосовать.
"25% граждан России, мне кажется, к этому готовы, — объяснил он, — согласно статистике 45 млн человек в России входят в Интернет ежедневно".
Плигину эта идея понравилась. "Это работающее предложение", — согласился он, но добавил, что это касается будущего. "У нас есть только одна проблема – это сентябрь. Нам нужно попробовать сформулировать предложения в максимально сжатые сроки, где-то за месяца полтора", — подытожил он.
Наиболее кардинальную идею озвучил депутат от ЛДПР Сергей Иванов, который и вовсе предложил вновь обязать партии собирать подписи избирателей, чтобы получить право участвовать в общефедеральных выборах. "У нас получается, что мы, государство несем огромные затраты на то, чтобы непонятная партия, которая никого не представляет, была в масштабах страны распиарена.
Уже в конце заседания зампред ЦИК РФ Леонид Ивлиев напомнил парламентариям, что в законодательстве изложены требования к избирательному бюллетеню. "То есть, что должно быть в нем: относительно партий и кандидатов <…>, — объяснял он. — Именно там изложено, что в бюллетене должно быть наименование партии, эмблема, фамилии кандидатов… Эти требования изменяются решением законодательного органа". "Вы согласны изменить эти требования?", — поинтересовался Ивлиев у депутатов, но вопрос повис в воздухе.
В завершение дискуссии Плигин добавил, что на следующей неделе состоится круглый стол на аналогичную тему. По его словам, туда следует пригласить и представителей непарламентских партий.