Председатель Мосгорсуда признала, что допустила много ошибок при рассмотрении первого дела главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, но выразила уверенность в законности его приговора.
"Первое дело Ходорковского, 2003 год. Я там столько ошибок сделала. Меня бы меньше критиковали. Как по второму делу", — заявила Егорова в интервью телекомпании НТВ, показанном в ночь на понедельник.
"Мне надо было открыть все двери и сказать: смотрите, слушайте, мы здесь никого не засуживаем. По сложным делам, когда мы выносили решения (Pussy Riot, тот же Мирзаев), мы давали пресс-конференции. Я сажаю судей, они садятся и отвечают. Кто хочет их услышать, тот услышит. А кто хочет, тот и будет кричать", — сказала глава Мосгорсуда.
При этом она подчеркнула, что убеждена в правильности приговора Ходорковскому.
"Я считаю, что мы не ошиблись. Если Верховный суд посчитает иначе, конечно, обидно. Я убеждена в правильности решения и сама лично отказывала в надзорной жалобе Михаилу Ходорковскому".
Напомним, что в марте бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев обратился к председателю СКР Александру Бастрыкину с просьбой привлечь к уголовной ответственности судей Мосгорсуда, которые отклонили надзорные жалобы на приговор Хамовнического суда Лебедеву и у Ходорковскому. Адвокаты Лебедева Владимир Краснов и Алексей Мирошниченко, подавшие в его защиту в СКР заявление о преступлении, утверждают, что принятое 20 декабря 2012 г. президиумом Мосгорсуда в составе судей Дмитрия Фомина, Галины Агафоновой, Светланы Курциньш, Елены Базьковой и Надежды Васильевой постановление содержит сведения "явно и бесспорно не соответствующие действительности". Защита указывает, что в данном случае имеет место "прямая фальсификация (подлог), причем имеющая очевидно заведомый характер".
В частности, указывают адвокаты, на странице 10 постановления содержится заведомо ложное утверждение, будто "утверждения авторов надзорных жалоб о том, что нефтедобывающие компании в результате совершаемых сделок не только получали возмещение себестоимости произведенной продукции, но и определенную прибыль, не соответствуют действительности…" Однако, говорится в заявлении, из материалов дела и из самого текста приговора Хамовнического райсуда неопровержимо следует, что т.н. "потерпевшие" в инкриминируемый период получили прибыль в размере более 3 млрд долларов США.
На странице 11 постановления отмечается, что "выводы суда, касающиеся установления максимально заниженных цен на нефть, закупаемую ОАО "НК ЮКОС" и другими подставными компаниями у ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК и о реальных рыночных ценах, подлежащих применению при определении размера причиненного потерпевшим ущерба, также основаны на исследованных в судебном заседании материалах дела: заключениях судебно-бухгалтерских экспертиз…" Вместе с тем никаких экспертиз по определению цены на добытую т.н. "потерпевшими" нефть не проводилось как в ходе расследования дела, так и в ходе судебного разбирательства. Приговор Хамовнического райсуда и кассационное определение также не содержат каких-либо ссылок "на эти вымышленные членами президиума Мосгорсуда экспертизы", пишут адвокаты.
В постановлении (страница 7) также указано, что генеральными соглашениями об условиях продажи "потерпевшими" нефти устанавливались некие "заниженные" цены, хотя на самом деле в этих соглашениях сведения о ценах не содержатся вовсе, подчеркивает зашита. Кроме того, по ее утверждению, на странице 7 постановления содержится "откровенная ложь про транспортировку нефти госкомпанией "Транснефть" по неким "фиктивным" документам, о чем нет ни слова ни в обвинении, ни в приговоре".
Адвокаты Лебедева отмечают, что характер и масштабы содеянного однозначно свидетельствуют об "умышленной фальсификации, преследующей одновременно цели прикрытия расправы под видом судопроизводства и беспомощности при попытках аргументированно опровергнуть доводы защиты". На этом основании они просят возбудить уголовное дело на данных судей Мосгорсуда по статье 292 УК РФ (служебный подлог) и привлечь их к уголовной ответственности.
Напомним, что Хамовнический суд Москвы в конце 2010 г. приговорил Лебедева и экс-главу ЮКОСа Ходорковского к 14 годам колонии каждого по обвинению в хищении 200 млн тонн нефти и отмывании денег. Затем наказание было смягчено на год. Президиум Мосгорсуда 20 декабря 2012 г. снизил им срок заключения с 13 до 11 лет.