ПРАВО.ru
Новости
9 апреля 2013, 15:37

Путин дал отмашку изменению всей системы госзакупок

Путин дал отмашку изменению всей системы госзакупок

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, который сменит действующий закон о госзаказе, сообщает пресс-служба Кремля.

Новый закон, за исключением отдельных его положений, вступает в силу с 1 января 2014 года. С этой же даты утрачивает силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Закон распространяется на закупки, осуществляемые госорганами (в том числе органами госвласти), органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, бюджетными и казенными учреждениями. При этом бюджетные учреждения вправе осуществлять в упрощенном порядке в соответствии с ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" некоторые закупки за счет средств, полученных в результате предоставления грантов, ведения приносящей доход деятельности, а также для привлечения субподрядчиков в ходе исполнения заключенного учреждением контракта.

В новом законе предусмотрен более широкий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), чем в законе № 94-ФЗ. Так, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или  осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. В новом законе подробно регулируется порядок проведения всех вышеуказанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), включая указания на то, в каких конкретно случаях должен использоваться тот или иной способ. При выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установлена обязанность заказчика исходить из необходимости обеспечения конкуренции среди участников процедур закупок и не совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Также предусматривается ведение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Законом вводится институт общественного контроля за госзакупками. Общественным объединениям и объединениям юрлиц, осуществляющим общественный контроль, в частности, предоставляется право: направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов; обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим федеральным законом; обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления; обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.

С текстом Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" можно ознакомиться здесь.