Конституционный суд РФ сегодня дал в пользу не автомобилистов, а региональных законодателей толкование норм, касающихся регулирования налоговых льгот, сообщает пресс-служба КС.
Поводом к проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" стал запрос законодательного собрания региона. Данная норма была введена в действие с 1 января 2009 года. С помощью нее устанавливались льготы для пенсионеров и многодетных семей при уплате транспортного налога. За принадлежащий этим категориям налогоплательщиков автомобиль мощностью до 150 лошадиных сил они платили налог по ставке 1 рубль. До этого получение льготы не было ограничено мощностью двигателя машины.
Это законоположение было оспорено челябинской пенсионеркой в областном суде. Суд не установил противоречия между нормами областного закона и федерального законодательства. Впоследствии Уставный суд субъекта РФ признал спорное законоположение не соответствующим Основному закону области. Суд исходил из того, что региональный законодатель отказался от ранее принятых на себя обязательств по обеспечению социальной поддержки населения, а ограничение права на налоговую льготу не сопровождалось сохранением достигнутого уровня социальной защиты пенсионеров.
Заявители обрались в КС, считая, что отнесение налоговых льгот к системе мер социальной поддержки граждан нарушает конституционные правила толкования и применения норм налогового законодательства. Они указали, что обеспечение устойчивости бюджетной системы субъекта РФ является обязанностью органов региональной государственной власти и достигается, прежде всего, продуманной налоговой политикой.
Как отметил КС, согласно Налоговому кодексу РФ транспортный налог является региональным налогом. Законодатель субъекта сам определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Как напоминает пресс-служба КС, "Конституционный суд неоднократно указывал, что законодатель вправе проводить налоговую политику, ориентированную на достижение конституционно значимых целей".
Согласно оспариваемым нормам, условия предоставления пенсионерам ранее установленной для них льготы были внесены в закон с целью усиления адресности получения льготы. Таким образом, осуществленное законодателем Челябинской области в пределах его дискреционных полномочий изменение правового регулирования отношений по льготному налогообложению не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права.
"Соответственно оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и не противоречит Конституции РФ", — заключил КС.
В этой части оспариваемые нормы признаны КС соответствующими Конституции РФ. Пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" как не утрачивающий юридическую силу и действующий, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.