С требованием лишить особых преференций сотрудников правоохранительных органов при проведении амнистии выступили правозащитная ассоциация "Агора" и межрегиональная общественная организация "Комитет против пыток".
В совместном заявлении правозащитники указывают, что проект постановления Госдумы об амнистии был подготовлен с использованием рекомендаций Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ. В этих рекомендациях содержалось предложение исключить из перечня амнистированных лиц граждан, осужденных за насильственные преступления. Кроме того, это ограничение также было отражено и в пояснительной записке к указанному проекту постановления.
Однако в список составов преступлений, к совершившим которые амнистия не применяется, не было включено превышение должностных полномочий с применением насилия (ч.3 ст.286 УК РФ). Чаще всего по этой статье квалифицируются преступления, совершенные офицерами органов внутренних дел в отношении подследственных, а также офицерами вооруженных сил в отношении младших по званию военнослужащих. Подобные преступления отнесены законом к категории тяжких.
В то же время сотрудники органов внутренних дел, принимавшие участие в боевых действиях, выделены в отдельную категорию лиц, подлежащих амнистии. Но, как отмечают правозащитники, на практике именно сотрудники полиции, принимавшие участие в боевых действиях, проявляют особую жестокость и становятся "идеологами" применения пыток в отношении подследственных и осужденных.
Так, например, произошло в отделе полиции "Дальний" города Казани. По данным следствия, организатором пыток над задержанным, приведшим к его смерти, был начальник уголовного розыска отдела Айнур Рахматуллин, который много раз бывал в служебных командировках на Северном Кавказе. Подробные данные об этом и другие примеры содержатся в докладе российских неправительственных правозащитных организаций.
По мнению правозащитников, признанные виновными в пытках представители власти должны нести адекватное наказание, поскольку их освобождение по амнистии укрепляет уверенность полицейских в безнаказанности подобных деяний.
С связи с этим авторы обращения предлагают Госдуме при рассмотрении проекта постановления об амнистии дополнить перечень составов преступлений, исключенных из нее, частью 3 статьи 286 УК РФ.