ПРАВО.ru
Мнения
Максим Петров, советник по страховым вопросам, Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья»
4 апреля 2018, 10:31

Неисполнительное производство

Общеизвестным является тот факт, что удовлетворение судом иска не дает гарантий фактического восстановления нарушенного права или охраняемого законом интереса, что, безусловно, ставит под сомнение действенность конституционного права на доступ к правосудию. С проблемой низкой эффективности исполнительного производства продолжает разбираться в своей авторской колонке Максим Петров, советник Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья».

Система исполнения судебных решений содержит в себе фундаментальное противоречие: первые, кто создает препятствия эффективной работе судебных приставов-исполнителей, начиная со стадии принятия искового заявления к производству, являются сами же суды. 

На первый взгляд звучит неожиданно, но давайте разберемся подробнее. Для начала зададимся вопросом: насколько практика судов по вопросам обеспечительных мер влияет на фактическое исполнение судебных актов? Помогают ли суды исполнению либо сами же создают условия, затрудняющие, а порой и делающие невозможным исполнение судебных актов? 

Отказы арбитражных судов принимать обеспечительные меры стали расхожим местом при любом обсуждении вопросов правоприменения. Однако стоит нам попытаться обнаружить какие-либо объективные закономерности при формировании подобной практики, как мы наталкиваемся на невозможность проследить взаимосвязь судебных актов, фактически совершенных по ним исполнительных действий и результата таких действий. То есть доступная и достоверная информация о фактическом исполнении судебных постановлений, включая статистические данные, отражающие картину в целом, просто отсутствует! 

Отчасти проблема может быть обусловлена техническими факторами. Так, сервис "Банк данных исполнительных производств" на сайте ФССП неудобен в использовании ни взыскателем, ни должником. Поиск юридического лица - должника фактически осуществим только по сокращённому наименованию, по полному наименованию может результата не дать. Обществ с похожим наименованием или с наименованием, содержащим элементы наименования другого общества, в России может быть зарегистрировано десятки. Не допускается использование наименования, тождественного наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, только если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Организации со сходными наименованиями иногда отличает только адрес. 

Поиск по дополнительной опции сервиса – "адрес" или "номер исполнительного листа" – как правило, результата не даёт в связи с тем, что не существует единых правил их написания в системе, а по одному адресу могут быть зарегистрированы разные юридические лица с идентичными наименованиями. Поиск по ИНН или ОГРН организации по неясным причинам не предусмотрен сервисом. 

Все это приводит к путанице и усложняет работу судебных приставов-исполнителей, искажает результаты их деятельности и деятельности судебной системы в целом. 

Между тем исполнительное производство – важнейшая стадия гражданского и арбитражного процесса. Без исполнения отправление правосудия вообще лишено практического смысла. Из этого следует, что оценить эффективность работы судебной системы можно только при наличии достоверной статистической информации о конечных результатах рассмотрения споров, то есть о результатах исполнения судебных актов. А статистика рассмотрения ходатайств по обеспечительным мерам во взаимосвязи с результатами исполнения по делам, где такие меры истребовались, может наглядно продемонстрировать их влияние на общие результаты деятельности судебных приставов-исполнителей. 

Но такой статистики нет. Решением проблемы, по-видимому, является интеграция электронных сервисов, содержащих такую информацию, а именно картотеки арбитражных дел и дел судов общей юрисдикции и банка данных исполнительных производств.

Для участников процесса это упростит получение актуальной информации о ходе исполнительного производства, а на уровне судебной системы – принимать адекватные меры для устранения факторов, препятствующих исполнению судебных актов. Реализация данной меры отвечает задачам адаптации механизмов правоприменения к новому технологическому укладу, а также расширения сферы электронного правосудия. Взаимосвязь сервисов помогла бы проследить важную для целей правосудия степень влияния определений об обеспечительных мерах на результат тяжбы, который в текущих реалиях остаётся невидимым. 

Сегодня же получается, суд считает, обеспечительные меры не нужны, а приставы потом исполнить решение не могут, а возможности проследить негативные последствия тихого противодействия исполнению со стороны судов не имеется. То есть суд отказывает в принятии обеспечительных мер, мотивируя тем, что считает исполнение возможным, а пристав потом говорит, что имущество распродано, потому что суд не принял меры. Сторона жалуется на пристава в суд, а суд, чтобы наказать пристава, должен сначала признать, что фактически своими действиями привел к невозможности исполнения судебного акта.