ПРАВО.ru
Мнения
Олег Гарькавченко, кандидат юридических наук, портфельный инвестор
26 апреля 2018, 11:55

Легализация самовольных построек в городе Москве

Количество объектов самовольного строительства с 90-ых годов до настоящего времени достигло огромных масштабов. В некоторых случаях некапитальные торговые павильоны, располагающиеся на земельном участке с краткосрочным договором аренды, который, разумеется, не предполагает никакого строительства, превратились в капитальные торговые центры.

Московские власти заняли жесткую позицию по сносу таких объектов недвижимого имущества, приняв два ключевых Постановления Правительства Москвы - № 819-ПП и № 829-ПП. Подтверждением решительности органов власти служат недавние резонансные сносы торговых павильонов, признанные объектами самовольного строительства. С тех пор вопросы самовольного строительства являются предметом активной дискуссии среди юристов и одним из поводов для обращения к ним. Снос самовольных построек продолжается и на сегодняшний день, что было обозначено Мэром Москвы – Сергеем Собяниным в апреле 2018 года. Риски для владельцев зданий, которые не оформили должным образом документы на строительство или же не легализовали свои постройки путем сохранения, очень велики. 

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации под самовольной постройкой понимается некое здание, сооружение или иное строение, которое возведено на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или же его использование не допускает строительства данного объекта, или же созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. 

Законодательство предусматривает два пути легализации уже существующего самостроя: внесудебный и судебный. Приоритетным в Москве является первый из них – внесудебный или же административный. Это так называемая процедура по сохранению объекта недвижимого имущества. Процесс по сохранению начинается с того, что в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости  (далее- Государственная инспекция) подается просьба рассмотреть вопрос о сохранении объекта недвижимости в рамках повестки Градостроительной Земельной Комиссии. 

После поступления соответствующего обращения Государственной инспекцией проводится проверка земельного участка и фиксация существующего положения, кроме того направляются запросы в различные инстанции с целью получения информации о соответствии градостроительным нормам, расположении различных коммуникаций. Информация направляется в Департамент городского имущества, где изучается рабочей группой или же группами, в зависимости от сложности объекта. 

В случае положительного рассмотрения возможности оформления земельно-правовых отношений и сохранения объекта недвижимого имущества вопрос передается в следующую инстанцию. Это рабочие группы, проводимые Москомархитектурой и Москомстройинвестом, на которых рассматриваются вопросы наличия подземных коммуникаций, охранных зон, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, особо охраняемых территорий, линий уличной дорожной сети и т.д.. 

Финальной инстанцией является Градостроительная Земельная Комиссия, которая уполномочена принять окончательное решение о сохранении или сносе объекта. Если комиссией отказано в легализации объекта самовольного строительства, то можно обратиться в суд. Суд будет всесторонне рассматривать исковые требования, поэтому объект самовольного строительства должен не только не нарушать прав других лиц и не создавать угрозу для жизни и здоровья граждан, а также соответствовать требованиям, которые установлены в документации по планировке территорий. Очевидно, что процедура легализации является весьма сложной и бюрократизированной, а потому требует дальнейшей корректировки со стороны законодателя.