Акционеры и директора российских компаний должны осознавать риски: их фамилии или бренд предприятия могут быть размещены в деловой прессе в материалах о новых фигурантах санкционных списков. Включены могут быть и фамилии тех, кто оказался вовлеченным в сделку из-за незнания экспортных законов. Как правило, это зарубежные и отечественные партнерские компании-посредники, которые пытались организовать закупку.
Проведите аудит сделки
Посмотрите на свой проект глазами американского поставщика. Необходимо сделать первичный анализ целесообразности проекта на стадии планирования закупки оборудования от американского поставщика. Проще говоря: посмотреть на сделку глазами вашего партнера, который изначально видит ряд рисков — начиная от вступления в переговорный процесс до фактической реализации проекта.
Если российская компания мотивирована на покупку больше, чем зарубежный поставщик, то, как правило, оплата профессиональной экспертной оценки сделки на предмет экспортного контроля и соблюдения санкционного законодательства США ложится на российского покупателя. Давайте назовем эту ситуацию привычным для многих российских сырьевых трейдеров термином «рынок продавца». В сложившихся условиях американской компании проще не вступать в переговорный процесс с российским заказчиком или его представителем в США, чем понести риски нарушения правил экспортной торговли.
Правила экспортного контроля США
Основными регуляторами в области санкционного и экспортного контроля на территории США являются:
- Бюро промышленности и безопасности — Bureau of Industry and Security (BIS);
- Управление по контролю за иностранными активами — Office of Foreign Assets Control (OFAC).
Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли отвечает за администрирование и обеспечение соблюдения экспортного контроля. Эти меры контроля применяются к продуктам, предназначенным как для коммерческого, так и для «двойного назначения». BIS является оператором классификатора экспорта (Export Control Classification Number, ECCN), определяющего необходимость разрешения на экспорт от Министерства торговли.
На сайте ведомства BIS есть руководство по работе с Россией. Оно основано на обеспокоенности BIS не столько введенным санкционным режимом, сколько нарушением мер экспортного контроля усилиями подставных компаний и других посредников, которые не являются истинными конечными пользователями по перевалке или реэкспорту товаров американского происхождения в Российскую Федерацию.
Еще до введения ограничений, вызванных ситуацией в Крыму, подставные компании и другие посредники получали товары американского происхождения, для которых может потребоваться лицензия в Россию, через промежуточные страны при условии более благоприятной политики лицензирования в соответствии с Правилами экспортного контроля (EAR).
За санкционные списки, применение экономических и торговых санкций США, контроль их исполнения отвечает другой регулятор — Управление по контролю за иностранными активами, OFAC.
Мы не будем давать детализированный обзор санкций США, который в настоящее время доступен в открытых источниках. Однако хотим обратить внимание, что американский производитель, экспортер, поставщик обязан проверить сделку и зарубежного покупателя не только формально по санкционным спискам через скрининговые системы или на сайте регулятора на предмет владения или аффилированности с заблокированными компаниями, но и оценить в целом проект: направление экспорта, задекларированное использование, конечный пользователь продукта и другие факторы. На этом этапе помощь и активная роль российского контрагента в соблюдении экспортером требований регуляторного комплаенса США просто необходима.
Совет наших экспертов российским компаниям: попытки организовать закупку оборудования в США без стопроцентного соблюдения экспортного законодательства могут привести к очень серьезным последствиям не только для экспортеров, но и для компаний конечных получателей, их руководителей, вовлеченных в организацию менеджеров и привлеченных посредников.
Чек-лист по шагам планируемой сделки
Подготовительный этап:
- Первичный комплаенс сделки и российского покупателя.
- Обращение за классификацией со стороны Бюро промышленности и безопасности (BIS) и экспертным заключением.
- Определение ECCN-номера на продукцию экспортной классификации.
- Определение перечня необходимых разрешений для американского экспортера со стороны Бюро промышленности и безопасности (BIS) в разделе «Администрирование экспорта, политика администрирования экспорта и процедуры лицензирования».
- Санкционный и экспортный Due Diligence покупателя и грузополучателя в России.
- Формирование и архивирование файла сделки (Record Keeping) на предмет возможного аудита со стороны регулятора.
- Подготовка дорожной карты по реализации сделки.
Начальный этап:
- Подача заявления в BIS о предоставлении экспортной лицензии.
- Предоставление дополнительных документов контролирующим органам на стадии pre-license screening (рассмотрения кейса по выдаче экспортной лицензии).
Реализация проекта при положительном согласовании предыдущих этапов:
- Получение разрешительных документов на экспорт из США.
- Реализация экспорта и таможенных формальностей в США.
- Организация международной поставки.
Перечисленные шаги хотя и обусловлены требованиями регуляторов к американскому поставщику, все-таки предполагают и активную роль российского контрагента в юридически грамотном оформлении аргументации, позволяющей экспортеру США исключить риски вхождения в проект. Соблюдение российским контрагентом требований регуляторного комплаенса США, внедрение соответствующих программ в своей закупочной деятельности поможет легально и без рисков наладить снабжение американским оборудованием, а еще будет выступать залогом успешного проведения внешнеторговых сделок.