ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Банкротство
Алексей Николаев, управляющий партнер «ЮрТехКонсалт»
4 октября 2023, 8:50

Правила банкротной безопасности для менеджеров и бенефициаров компаний

Правила банкротной безопасности для менеджеров и бенефициаров компаний
В тот день, когда вы решили стать директором компании или начать бизнес, стоит подумать о банкротстве. Пока все идет хорошо, большинство думают, что это навсегда. Но, когда возникают неожиданные проблемы и нависает риск банкротства, многие действия для защиты предпринимать уже поздно. Об этом в авторской колонке рассуждает Алексей Николаев, канд. юрид. наук, арбитражный управляющий и управляющий партнер «ЮрТехКонсалт».

Самые распространенные основания для привлечения к субсидиарной ответственности следующие: 

  • отсутствие или искажение документов бухучета или отчетности;
  • непередача имущества компании-должника управляющему;
  • неподача заявления о банкротстве компании в установленные сроки;
  • причинение вреда кредиторам в результате совершения или одобрения одной или нескольких сделок.

Учитывая риски, в текущей хозяйственной деятельности компании стоит обращать внимание на некоторые моменты.

1. Сразу истребовать и восстанавливать документацию и имущество. 

Когда вас только назначили руководителем, нужно:

  • провести инвентаризацию, определить материально ответственных лиц;
  • предъявить требования к сменяемому руководителю, если нет каких-либо документов или части имущества. 

Цель этих мероприятий — обеспечить соответствие данных бухгалтерского баланса фактическому состоянию дел. Например, в балансе могут быть отражены запасы, которых на самом деле нет, потому что компания за счет них оптимизировала налоги. 

Если после назначения вы сдадите бухгалтерский баланс, в котором подтвердите, что запасы есть, при банкротстве сумму отсутствующего имущества могут взыскать с вас. То же касается дебиторской задолженности. Возможно, она отражена без подтверждающей документации. Тогда после инвентаризации необходимо получить документы или же не отражать дебиторку в бухгалтерском балансе.

Кроме того, стоит сразу начать сохранять копии или сканы всей важной документации. Если в компании не принят электронный документооборот, то хранить важные документы, например акты инвентаризации и договоры с материально ответственными лицами, можно самостоятельно.

2. Заранее собирать доказательства: сохранять все указания, полученные от бенефициаров (скриншоты переписок в мессенджере или распечатки писем, отправленных по электронной почте). 

Также стоит сохранять все заключения, одобрения и мнения профильных специалистов. Например, одобрение юристами условий заключаемого договора, мнение технических специалистов о возможности покупки конкретного оборудования и подобное.

Если для чего-то заказывали оценку имущества, ее результат тоже стоит сохранить, поскольку им в последующем можно обосновать отсутствие объективного банкротства. То же касается заключений аудиторов о достоверности отчетности. 

3. Знать об обязанности компании-должника обратиться с заявлением о собственном банкротстве в некоторых случаях. Если этого не сделать, то по новым обязательствам компании руководителя или бенефициара можно привлечь к субсидиарной ответственности. 

Чтобы минимизировать риск, необходимо:

  • регулярно проводить мониторинг финансового состояния компании и анализировать соотношение кредиторской задолженности и имеющихся активов, фиксировать результаты во внутренней документации;
  • сообщать учредителям (участникам, собственникам) о любом устойчивом ухудшении показателей деятельности компании в письменном виде;
  • если есть подозрения о появлении признаков банкротства, разрабатывать план по финансовому оздоровлению компании и оценивать его перспективы с учетом специфики деятельности и внешних факторов;
  • оформлять план оздоровления компании в письменном виде и доводить его до сведения учредителей (участников) и работников, занимающих руководящие должности;
  • проводить переговоры с кредиторами и контрагентами, чтобы получить отсрочку, реструктуризировать задолженность, изменить условия исполнения обязательств;
  • не совершать действий в обход закона или прямо его нарушающих (например, оформление скрытой докапитализации займами, наращивание кредиторской задолженности в надежде покрыть ранее образовавшиеся долги, перевод активов и контрагентов должника на иное лицо с целью сохранения производства и подобное).

4. Не расслабляться, если компанию уже признали банкротом. Нужно внимательно передать все документы и имущество управляющему и подойти к этому вопросу ответственно. 

Нередки случаи, когда на следующий день после признания компании банкротом управляющий не пускает прежнего руководителя на рабочее место. В таких условиях нет шансов на размеренный процесс, поэтому стоит:

  • заблаговременно определить объем документов и состав имущества компании;
  • провести инвентаризацию имущества с определением материально ответственных лиц за несколько дней до предполагаемой даты вынесения решения о банкротстве;
  • подготовить акты приема-передачи с указанием каждого передаваемого документа или конкретного имущества; 
  • сохранить копии всех документов, электронных баз, актов приема-передачи;
  • обеспечить себя доказательствами, что имущество и документация фактически были в местах их хранения;
  • вывезти документы и серверы с бухгалтерией в помещение, которое не относится к компании, чтобы управляющий не мог заблокировать доступ;
  • не ждать требований о передаче документов, а самостоятельно инициировать процесс; 
  • уведомить управляющего о месте передачи документов. 

Эти простые, но эффективные и заблаговременные действия помогут, если наступит банкротство компании и нависнет персональная угроза привлечения к субсидиарной ответственности.