Самые распространенные основания для привлечения к субсидиарной ответственности следующие:
- отсутствие или искажение документов бухучета или отчетности;
- непередача имущества компании-должника управляющему;
- неподача заявления о банкротстве компании в установленные сроки;
- причинение вреда кредиторам в результате совершения или одобрения одной или нескольких сделок.
Учитывая риски, в текущей хозяйственной деятельности компании стоит обращать внимание на некоторые моменты.
1. Сразу истребовать и восстанавливать документацию и имущество.
Когда вас только назначили руководителем, нужно:
- провести инвентаризацию, определить материально ответственных лиц;
- предъявить требования к сменяемому руководителю, если нет каких-либо документов или части имущества.
Цель этих мероприятий — обеспечить соответствие данных бухгалтерского баланса фактическому состоянию дел. Например, в балансе могут быть отражены запасы, которых на самом деле нет, потому что компания за счет них оптимизировала налоги.
Если после назначения вы сдадите бухгалтерский баланс, в котором подтвердите, что запасы есть, при банкротстве сумму отсутствующего имущества могут взыскать с вас. То же касается дебиторской задолженности. Возможно, она отражена без подтверждающей документации. Тогда после инвентаризации необходимо получить документы или же не отражать дебиторку в бухгалтерском балансе.
Кроме того, стоит сразу начать сохранять копии или сканы всей важной документации. Если в компании не принят электронный документооборот, то хранить важные документы, например акты инвентаризации и договоры с материально ответственными лицами, можно самостоятельно.
2. Заранее собирать доказательства: сохранять все указания, полученные от бенефициаров (скриншоты переписок в мессенджере или распечатки писем, отправленных по электронной почте).
Также стоит сохранять все заключения, одобрения и мнения профильных специалистов. Например, одобрение юристами условий заключаемого договора, мнение технических специалистов о возможности покупки конкретного оборудования и подобное.
Если для чего-то заказывали оценку имущества, ее результат тоже стоит сохранить, поскольку им в последующем можно обосновать отсутствие объективного банкротства. То же касается заключений аудиторов о достоверности отчетности.
3. Знать об обязанности компании-должника обратиться с заявлением о собственном банкротстве в некоторых случаях. Если этого не сделать, то по новым обязательствам компании руководителя или бенефициара можно привлечь к субсидиарной ответственности.
Чтобы минимизировать риск, необходимо:
- регулярно проводить мониторинг финансового состояния компании и анализировать соотношение кредиторской задолженности и имеющихся активов, фиксировать результаты во внутренней документации;
- сообщать учредителям (участникам, собственникам) о любом устойчивом ухудшении показателей деятельности компании в письменном виде;
- если есть подозрения о появлении признаков банкротства, разрабатывать план по финансовому оздоровлению компании и оценивать его перспективы с учетом специфики деятельности и внешних факторов;
- оформлять план оздоровления компании в письменном виде и доводить его до сведения учредителей (участников) и работников, занимающих руководящие должности;
- проводить переговоры с кредиторами и контрагентами, чтобы получить отсрочку, реструктуризировать задолженность, изменить условия исполнения обязательств;
- не совершать действий в обход закона или прямо его нарушающих (например, оформление скрытой докапитализации займами, наращивание кредиторской задолженности в надежде покрыть ранее образовавшиеся долги, перевод активов и контрагентов должника на иное лицо с целью сохранения производства и подобное).
4. Не расслабляться, если компанию уже признали банкротом. Нужно внимательно передать все документы и имущество управляющему и подойти к этому вопросу ответственно.
Нередки случаи, когда на следующий день после признания компании банкротом управляющий не пускает прежнего руководителя на рабочее место. В таких условиях нет шансов на размеренный процесс, поэтому стоит:
- заблаговременно определить объем документов и состав имущества компании;
- провести инвентаризацию имущества с определением материально ответственных лиц за несколько дней до предполагаемой даты вынесения решения о банкротстве;
- подготовить акты приема-передачи с указанием каждого передаваемого документа или конкретного имущества;
- сохранить копии всех документов, электронных баз, актов приема-передачи;
- обеспечить себя доказательствами, что имущество и документация фактически были в местах их хранения;
- вывезти документы и серверы с бухгалтерией в помещение, которое не относится к компании, чтобы управляющий не мог заблокировать доступ;
- не ждать требований о передаче документов, а самостоятельно инициировать процесс;
- уведомить управляющего о месте передачи документов.
Эти простые, но эффективные и заблаговременные действия помогут, если наступит банкротство компании и нависнет персональная угроза привлечения к субсидиарной ответственности.