Причина повышенного внимания государства к органическим продуктам проста: количество товаров на полках магазинов растет, но далеко не все производители действуют честно. Сам потребитель при этом недостаточно осведомлен о законодательно регламентированной маркировке и способах производства экологически чистой и органической продукции. Например, размещение на упаковке логотипов ненастоящих органических сертификатов или «экологических» обозначений позволяет неосведомленному потребителю думать, что такие продукты произведены без применения искусственных удобрений и пестицидов. Зачастую такой дизайн никакого отношения к экологии или органике не имеет.
Подход законодателя направлен на очищение торговых полок от псевдоорганической продукции, которая включает лишь некоторые элементы так называемой экологичности.
Борьба с «зеленым» пиаром
При прочтении положений Федерального закона от 24.07.2023 № 367-ФЗ (закон об органике) невольно возникает вопрос: а какая взаимосвязь между «зеленым» и органикой, существует ли она или это все-таки разные категории?
На отечественном аграрном рынке можно выделить «органическую продукцию» и «экологически чистую продукцию». Основное отличие — в технологии производства.
При производстве органики запрещается применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста, гормональные и другие препараты, при этом в качестве законодательной базы для такой продукции выступает, прежде всего, закон «Об органической продукции».
Правовой основой «экологически чистой продукции» служит Федеральный закон от 11.06.2021 № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками».
Для реализации требований указанного закона об органике распоряжением правительства № 330-р утвержден перечень национальных стандартов, определяющих терминологию и общие требования к продукции и продовольствию с улучшенными характеристиками, а также требования к ее производству, транспортировке, хранению, оценке соответствия. Они обязательны для применения в отношении такой продукции.
Основным отличием такой продукции считается то, что при производстве можно использовать удобрения, но только те, что соответствуют особым критериям — с пониженным негативным воздействием на почву и урожай. Кроме того, предполагается сертификация именно сельскохозяйственной продукции, а не самого производства, как в случае с органической продукцией.
После того как производитель пройдет добровольную сертификацию и получит сертификат соответствия, у него так же, как и у производителя «органики», есть возможность использовать отличительную маркировку, но только со словесным обозначением «Зеленый эталон».
Таким образом, включение термина «зеленый» в качестве отличительного обозначения в сферу отечественного регулирования «органики» фактически приводит к смешению различных по своей природе категорий. При таких обстоятельствах ставится под вопрос необходимость отдельного регулирования органики и «экологически чистой продукции». Не целесообразнее ли ввести различные типы (категории) такой продукции «по степени ее органичности» по примеру зарубежных государств?
Единый рынок органики: запретить нельзя регулировать
В настоящее время иностранные производители органической продукции поставляют пищевую продукцию, сертифицированную в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Поставщик получает сертификат страны-экспортера, как это предусмотрено разделом 13 ГОСТ 33980–2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации».
Однако на текущий момент по-прежнему отсутствует взаимное признание российских и международных сертификатов. Это приводит к тому, что даже те, кто давно в органике и сертифицируется по европейским стандартам, вынуждены проходить еще и сертификацию на соответствие российскому закону. Только при соблюдении этих требований импортеры вправе заявлять об «экологичности» своей продукции при размещении на российской полке.
Сложившуюся ситуацию едва ли можно назвать последовательной, учитывая, что при разработке требований российских стандартов был учтен зарубежный опыт, а их требования гармонизированы с международными.
Право на товарный знак
В некоторых случаях слова «эко», «био», «зеленый» могут быть частью товарных знаков. Не исключена ситуация, при которой новые «органические» ограничения неизбежно приведут к фактическому запрету правообладателю использовать принадлежащий ему товарный знак. Использование официальных обозначений для сертифицированной органической продукции в таком товарном знаке будет квалифицироваться как нарушение закона об органике. Размещение на маркировке продукции товарного знака, содержащего в своем составе слова, использование которых возможно только в маркировке органической продукции, потенциально может рассматриваться надзорными органами как злоупотребление, выраженное в стремлении ввести потребителя в заблуждение относительно свойств и качества продукции.
Не стоит также забывать, что регистрация товарных знаков может осуществляться в отношении товаров, к которым добровольная сертификация неприменима. Это приведет к тому, что анализируемые положения сделают невозможным использование таких товарных знаков, так как правообладатели просто не смогут подтвердить «органический» характер таких товаров в силу их способа производства.
Неужели порядка ста правообладателей (исходя из анализа открытого реестра товарных знаков) не смогут использовать свои уже зарегистрированные товарные знаки и будут вынуждены отказаться от дальнейшего развития бренда, понеся при этом существенные финансовые и репутационные убытки, только потому, что используют в средстве индивидуализации слово «зеленый»?
Направленный, казалось бы, на благие цели механизм борьбы с «химией» может серьезным образом ограничить предоставленную гражданским законодательством возможность индивидуализировать товар путем использования товарных знаков, так как в большинстве случаев товарные знаки включаются в состав маркировки.
К числу обязательных сведений в маркировке любой пищевой продукции, согласно техническому регламенту, относится наименование изготовителя такой продукции. Если товарный знак, содержащий надписи, которые используются для маркировки органической продукции, соответствует наименованию изготовителя пищевой продукции, то продукция, не считающаяся органической по своей природе, будет соответствовать техническому регламенту. При этом она может нарушать требования законодательства РФ к органической продукции.
Хотя товарный знак может выступать элементом маркировки товаров, его оборотоспособность в рамках гражданских правоотношений регламентирована ч. 4 ГК, в то время как вопросы маркировки получили свое закрепление, например, в законодательстве о техническом регулировании, законе о защите прав потребителей и в отраслевом законодательстве. Из этого следует, что товарный знак и маркировка продукции — самостоятельные обозначения, исполняющие разные функции, право на использование которых предоставляется также в различных процедурах.
В отсутствие правоприменительной практики после вступления в силу новых положений закона об органике остается надеяться, что наши опасения не подтвердятся. А регулятор будет придерживаться позиции, что товарный знак, будучи обозначением исключительно для индивидуализации товаров с точки зрения их принадлежности конкретному лицу, не свидетельствует в какой-либо форме о том, что товар, атрибутом которого выступает соответствующий товарный знак, обладает присущими только ему потребительскими свойствами.