ПРАВО.ru
Инхаус
Мария Мазо, директор департамента правового сопровождения проектов РМК
22 мая 2024, 9:48

Антисанкционные исключения для сделок: как они работают

Антисанкционные исключения для сделок: как они работают
Сегодня анализ антисанкционного законодательства — неотъемлемая часть структурирования любой «корпоративной» сделки и обязательный предмет юридической проверки, когда речь идет о приобретении актива, а его история или сделка хоть как-то связаны с иностранным элементом. От применения этого законодательства зависят срок совершения сделки и объемы дополнительных финансовых расходов сторон, а в некоторых случаях — легитимность принадлежности актива текущему владельцу. О существующих законодательных исключениях для внутригрупповых сделок и сделок между недружественными лицами рассказывает Мария Мазо, канд. юрид. наук, директор Департамента правового сопровождения проектов «Русской медной компании».

Упрощенные требования

В начале года изменились правила выдачи разрешений на сделки в соответствии с антисанкционными указами президента. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 22.01.2024 № 40. Эти правки, по сути, отразили сложившуюся практику, которая уже содержалась в актах подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Однако появились и нововведения. В частности, было закреплено, что при обращении в правкомиссию за получением разрешений в отношении внутригрупповых сделок и сделок между недружественными лицами не надо представлять: 

  • отчет о независимой оценке рыночной стоимости соответствующих активов;
  • ключевые показатели эффективности (KPI) и их целевые значения, предлагаемые в качестве условий совершения сделок.

В отличие от иных исключений, связанных с субъектным составом сделок (п. 12 указа президента от 5 марта 2022 года и п. 4 указа президента от 4 мая 2022 года), упомянутые виды сделок не выводятся из-под госконтроля полностью. Такие сделки все равно должна одобрить правкомиссия, смягчаются лишь требования к предоставляемому пакету документов. Тем не менее, эти изменения имеют важное значение. 

Потребуется ли взнос в бюджет?  

На первый взгляд, «процедурные» нормы об отсутствии необходимости предоставлять отчет об оценке актива позволяют предположить, что к этим видам сделок не будут применять и другие требования для корпоративных сделок — об обязательном дисконте к цене сделки и о добровольном взносе в бюджет.

Положения о дисконте и взносе в бюджет были ранее закреплены и изменялись рядом последовательных выписок из протоколов заседаний правительственной комиссии (от 26 сентября 2023 года № 193/4, от 14 июня 2023 года № 171/5, от 2 марта 2023 года № 143/4, от 22 декабря 2022 года № 118/1 и прочие). 

Поскольку размеры дисконта и взноса в соответствии с этими выписками определяются как процент от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке, можно сказать, что в отсутствие требования о представлении в правительственную комиссию самого отчета сумма дисконта и величина взноса в бюджет не могут быть в принципе исчислены. Стало быть, эти требования, наряду с требованиями об оценке и KPI, также не подлежат применению к внутригрупповым сделкам и сделкам между недружественными лицами.

Но подобный вывод неоднозначен. Во-первых, прямо это где-либо не закреплено, об этом не упоминается ни в правилах выдачи разрешений, ни в выписках из протоколов заседаний правительственной комиссии.

Во-вторых, все положения, содержащиеся в упомянутых выписках, в том числе и в отношении порядка исчисления размера дисконта и взноса в бюджет, формально носят рекомендательный характер. Значит, их можно пересмотреть или изменить в рамках процедуры согласования конкретной сделки. 

Следовательно, в отношении внутригрупповых сделок и сделок между недружественными лицами правкомиссия потенциально может установить дисконт и взнос в бюджет, определяя его не как процент от оценочной стоимости актива, а, например, в виде твердой величины.  

Понятие «внутригрупповая сделка»

Недостаточно ясно, что такое внутригрупповая сделка. Идея об упрощении разрешительного режима в отношении этой категории сделок ранее звучала в профессиональном сообществе. Так, речь шла о тех внутригрупповых сделках, в рамках которых конечный контроль в отношении актива сохраняет одно и то же лицо (по аналогии с ч. 4 ст. 4 закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия). 

Подобный подход вполне логичен, поскольку любые внутренние операции группы, находящейся под контролем единого субъекта, практически безразличны для экономики в целом, потому для них может использоваться лишь минимальное правовое регулирование (по крайней мере в части корпоративного законодательства).

В измененных же правилах выдачи разрешений каких-либо ссылок на необходимость сохранения контроля одного лица (для применения упрощенной процедуры подачи заявки) не имеется. Правила содержат лишь общую отсылку к законодательству о защите конкуренции. 

Между тем закон «О защите конкуренции» максимально широко трактует термин «группа лиц». Это понятие, используемое в основном для регулирования экономической концентрации, основано не только на корпоративном контроле одного и того же лица, но и на других, например родственных, управленческих и прочих, связях. В группу лиц, согласно этому закону, могут входить субъекты, не связанные между собой единым экономическим собственником. 

Без адаптации содержания «антимонопольного» понятия группы лиц для определения внутригрупповой сделки в рассматриваемом контексте под смягченные контрсанкционные требования может подпасть широкий круг сделок. Среди них и те, что не предполагают сохранение контроля одного и того же лица, то есть фактически приводят к смене экономического собственника соответствующего актива. Например, сделки между субъектами с пересекающимся составом совета директоров. 

Но едва ли такой результат правоприменения будет соответствовать общей логике законодателя. 

Важно уточнить текущее определение внутригрупповой сделки в правилах выдачи разрешений. Наиболее подходящими выглядят две формулировки, которые можно взять за основу: 

  • из ч. 4 ст. 4 закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия;
  • из ч. 2 ст. 28 со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 9 закона «О защите конкуренции», то есть с использованием не всего объема понятия «группа лиц», а лишь одного из его критериев. 

Оба варианта предполагают особое регулирование сделок, в результате которых не утрачивается контроль, базово основанный на владении более 50% долей (акций) актива.

Корпоративный уровень сделок между недружественными лицами

К сделкам между недружественными лицами относятся сделки, в которых продавец и покупатель — лица из недружественной иностранной юрисдикции либо подконтрольные им. Такие сделки также требуют получения разрешения правительственной комиссии, если они прямо или косвенно затрагивают российские активы. 

При этом исключение в отношении таких сделок сформулировано также широко. 

На самом деле, как и в отношении внутригрупповых сделок, речь о применении упрощенных правил в отношении сделок между недружественными лицами идет в профессиональном сообществе достаточно давно. Смысл здесь состоит в том, что под исключения должны подпадать лишь сделки, совершаемые за пределами РФ (например, сделки в отношении долей (акций) иностранного холдинга, которому, помимо прочего, принадлежат российские активы). Из этого можно сделать вывод, что если сделки совершаются между недружественными лицами непосредственно в отношении долей (акций) российских компаний, переход соответствующих прав отражается в российском ЕГРЮЛ или в реестре акционеров российского акционерного общества, то исключений быть не должно. 

С учетом этого редакция принятых изменений вызывает вопросы относительно сферы ее применения, поскольку изменения не содержат никаких указаний на то, на каком корпоративном уровне должны совершаться сделки между недружественными лицами, чтобы стороны могли претендовать на применение упрощенного порядка. 

Если исходить из буквального толкования, то потенциально упрощенный порядок получения разрешений на сделки может распространяться на оба описанных случая: совершение сделок в отношении долей (акций) иностранных компаний и в отношении непосредственно российских юрлиц. 

Но если руководствоваться общей логикой формирования и развития контрсанкционного законодательства, действие новой нормы все же должно быть ограниченным. Исключение не стоит распространять на сделки в отношении российских активов, которые подразумевают выход иностранного инвестора с российского рынка. 

Чтобы устранить эту неопределенность и сократить издержки бизнеса на проведение антисанкционого анализа и комплаенс-процедур, необходимы дополнительные уточнения со стороны правкомиссии.

Практический вывод

Измененные правила выдачи разрешений не позволяют сделать однозначный вывод о том, для каких сделок не нужен отчет об оценке и предложения по KPI и означает ли отсутствие этих требований автоматическое неприменение положений о дисконте к цене сделки и взносу в бюджет.  

Возможно, в дальнейшем появятся дополнительные разъяснения правительственной комиссии. До этого момента в неоднозначных ситуациях при проведении антисанкционного анализа стоит обращаться за дополнительными уточнениями в Минфин и учитывать возможные требования правкомиссии о дисконте и взносе в бюджет при расчете экономической составляющей сделки.