ПРАВО.ru
Инхаус
Ольга Мухаметкалиева, руководитель направления правовой поддержки нормотворчества Центра юридической поддержки X5 Group
10 июня 2024, 10:22

Рискориентированный подход меняет механизмы госконтроля

Рискориентированный подход меняет механизмы госконтроля
Государственный и муниципальный контроль в последние годы стал неотъемлемой частью жизни российского бизнеса. Государство старается сделать все возможное, чтобы его механизмы были более эффективными в современных условиях. Об актуальных сложностях становления «клиентоцентричного контроля» рассказывает Ольга Мухаметкалиева, руководитель направления правовой поддержки нормотворчества Центра юридической поддержки X5 Group.

Все более заметна тенденция трансформации поведения контрольных органов, которые во взаимодействии с подконтрольными лицами переходят от упреждающе-карательной к новой модели функционирования — сервисной, партнерской.

Переход от тотального контроля к рискориентированному подходу в проверках бизнеса заключается в том, что контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных — снижается или вовсе отсутствует. Например, если на протяжении последних трех лет организацию торговли неоднократно привлекали к ответственности за нарушения в сфере оборота алкоголя, то ее деятельность признается зоной повышенного риска, а периодичность и объем проверочных мероприятий увеличиваются. Если же в отношении объекта торговли не было установлено фактов противоправной деятельности в алкогольной сфере, такой объект могут отнести к категории низкого риска с возможностью осуществления деятельности вовсе без плановых проверок.

Рискориентированный подход динамичен в том смысле, что со временем могут изменяться факторы и условия деятельности подконтрольного лица и установленные контролирующим органом критерии отнесения лиц к определенной категории риска. 

Поэтому у самого подконтрольного лица есть право обратиться в контролирующий орган за изменением своего риск-статуса. Бизнесу критически важно обладать актуальной информацией о присвоенной ему категории риска, способах и условиях ее снижения, чтобы полноценно использовать законные возможности и снижать частоту плановых проверок. Но без сложностей не обходится. 

Где можно узнать о категориях риска объектов?

Остановимся на практике размещения перечней объектов контроля, отнесенных к различным категориям риска. Насколько эффективно информация об объектах контроля доводится до потенциальных адресатов?

Однозначно можно сказать одно: практика информирования контролируемых лиц о присвоенных им категориях риска различается в зависимости от вида контроля и того, какой контрольно-надзорный орган его осуществляет. Иногда такая информация собирается в единый список и размещается на сайте соответствующего федерального органа власти (например, Роспотребнадзор). По отдельным видам контроля подобные перечни размещены на сайтах теруправлений органов контроля (например, МЧС) или представлены в разрезе федеральных округов (например, Россельхознадзор).

Бес иноземщины в торговле: к чему может привести забота о русском языке

У различных органов существуют разные подходы к определению полноты информации об объектах контроля. В некоторых случаях органы власти публикуют перечни всех объектов, включая те, что отнесены к категории низкого риска. Иные органы размещают в публичном доступе информацию только о тех объектах, которым присвоена максимально высокая категория риска нарушения обязательных требований.

Важно отметить, что в 2022 году уже предпринималась попытка размещения информации обо всех объектах контроля на портале Единого реестра видов контроля. Смысл этого заключался в том, чтобы обеспечить доступ контролируемых лиц к полной информации обо всех объектах в рамках каждого из видов контроля. Но это бесспорно положительное начинание не достигнуто: данные в едином реестре сейчас неполные, а актуальную информацию в нужном объеме можно получить лишь на сайтах профильных контрольно-надзорных органов.

В итоге в настоящее время существующий механизм не позволяет унифицировать процесс поиска информации, что затрудняет его использование для контролируемых лиц. Поэтому по-прежнему существует очевидная необходимость в запуске единого сервиса поиска всех объектов контроля.

Калькулятор рисков: рассчитать частоту проверки можно самому

Другим значимым элементом процесса улучшения контрольно-надзорной деятельности должен стать калькулятор рисков. С таким сервисом бизнес в режиме реального времени мог бы самостоятельно определять и анализировать категорию риска объектов контроля.

Сейчас калькуляторы рисков применяются скорее как исключение и не представлены для большинства видов контроля (надзора). Основной механизм получения информации о присвоенной категории риска, как и прежде, — прямое обращение в соответствующий орган с последующим получением адресного ответа. 

Прозрачные критерии

Еще одну сложность для контролируемых лиц представляют сами критерии категорирования объектов контроля. Используемые критерии не всегда ясные, а их формулировки нередко допускают неоднообразное правоприменение. Примеры можно найти, в частности, в практике компаний сферы розничной торговли.

Самостоятельная оценка объекта и отнесение его к конкретной категории риска затруднительны из-за сложности определения самих показателей — критериев для определения риска. Если одни показатели имеют постоянные значения, то другие требуют определения с учетом особенностей осуществления деятельности конкретного объекта. Неразрешенным остается вопрос о порядке сбора, обработки, анализа и учета информации. 

Эти примеры показывают, что бизнесу не хватает информации для самостоятельного определения и оценки категорий риска своих объектов. Кроме того, текущие нормативные механизмы недостаточно прозрачны, чтобы подконтрольные лица имели исчерпывающую информацию о порядке присвоения объектам контроля той или иной категории.

Ориентир на добросовестность

Одной из целей реформы контрольно-надзорной деятельности изначально было внедрение не просто рискориентированного подхода, а такой модели, которая поощряла бы самостоятельные усилия контролируемых лиц по предотвращению рисков причинения вреда. Для реализации этой цели нормы Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (закон о контроле) обязывают органы контроля учитывать добросовестность контролируемых лиц при изменении присвоенной ему категории риска.

Борьба с хитрой упаковкой: как обеспечить прозрачность ценообразования

Закон о контроле формально не позволяет учитывать нарушения и факты привлечения к ответственности контролируемых лиц в качестве критериев их добросовестности. Но на практике история совершения правонаарушений и факты привлечения подконтрольных лиц к ответственности по-прежнему учитываются. Более того, при осуществлении части видов регионального контроля (надзора) в некоторых субъектах РФ критерием категорирования становится количество случаев выдачи предостережений, то есть применение даже профилактических мер.

По моему мнению, необходимо отойти от такой практики в сторону расширения учета критериев добросовестности подконтрольных лиц. Важно интегрировать меры стимулирования добросовестности в систему категорирования объектов контроля, в том числе предусмотреть возможность снижения присвоенной категории риска применительно к каждому из видов контроля. Это даст дополнительную мотивацию для контролируемых лиц соблюдать законодательство и вести себя добросовестно.

Главное же заключается в том, что основой совершенствования механизмов контроля должно стать предоставление именно контролируемым лицам реальной возможности управлять своими рисками. Грамотная реализация подобного курса повысит эффективность всей системы осуществления контрольно-надзорной деятельности.