ПРАВО.ru
Инхаус
Ольга Мухаметкалиева, руководитель направления правовой поддержки нормотворчества Центра юридической поддержки, X5 Group
9 апреля 2024, 9:45

Борьба с хитрой упаковкой: как обеспечить прозрачность ценообразования

Борьба с хитрой упаковкой: как обеспечить прозрачность ценообразования
Последние месяцы власти активно пытаются изменить Закон о защите прав потребителей, чтобы эффективнее бороться с таким явлением, как шринкфляция, или даунсайзинг. Речь идет о ситуации, когда производители и продавцы уменьшают количество товара в упаковке, сохраняя прежнюю цену на него. В том, какими способами законодатель предлагает обеспечить прозрачность ценообразования, разбирается Ольга Мухаметкалиева, руководитель направления правовой поддержки нормотворчества Центра юридической поддержки X5 Group.

Ценники в новом формате

Авторы законопроекта № 374521-8 подчеркивают, что главная цель их инициативы — противостоять введению потребителей в заблуждение. Для этого они предлагают обязать продавцов указывать на ценниках дополнительную информацию: цену товара за целую общепринятую единицу измерения (1 килограмм, 1 литр). Предполагается, что указание на ценниках сразу двух цен станет эффективным инструментом, который позволит представить потребителям достоверную информацию и пресечь злоупотребление доверием.

Обратимся к существующему регулированию. Ст. 10 Закона о защите прав потребителей установлена обязанность продавца довести до потребителя полную и достоверную информацию о товарах, включая сведения о весе и розничной цене. Одновременно с этим п. 3 Правил продажи по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, предусмотрено обязательство указывать на ценнике любого товара цену за его единицу или единицу измерения.

По мнению разработчиков законопроекта, выполнения продавцами обозначенных выше обязанностей мало, чтобы защитить право потребителей на полную и достоверную информацию о товаре. Между тем эффект от нововведения для потребителей видится не столь однозначным:

  1. Продавцам придется размещать на ценниках специфическую профессиональную информацию о порядке ценообразования, что будет вводить потребителей в недоумение.
  2. Такой подход к любому ценнику усложнит информацию и исказит сложившееся представление потребителей о товаре. Неясно, что именно характеризуют цифры на ценнике — конечную стоимость товара, «эталонную» или цену по акции. Чем больше цифровых значений используется на ценнике, тем негативнее опыт потребителя, ведь воспринимать такую информацию сложнее. Поэтому указание нескольких цен применяется сегодня исключительно в рекламных целях для отражения акционных товаров и скидок.
  3. При продвижении товара через промоакции и скидки на ценниках будут фигурировать как минимум три цены: регулярная, акционная и цена за единицу измерения. Это будет сложно воспринимать потребителям.
  4. Для размещения дополнительной информации на ценниках продавцы будут вынуждены уменьшать шрифт, и это тоже усложнит восприятие информации.

Отсюда некоторая избыточность предлагаемых нововведений в отношении отдельных товарных категорий и позиций, цена которых, исходя из единицы измерения, потребителю неважна и неинтересна. Например, это упакованные продукты в измельченном состоянии: пудра, кислота лимонная, ваниль и другие — их продают в минимальной массе, далекой от общепринятой единицы измерения в один килограмм.

Важно учитывать, что некоторые крупные торговые сети максимально подробно представляют информации о товаре и используют это как конкурентное преимущество. На ценниках уже размещается стоимость за единицу измерения, а на этикетках указываются цена за килограмм, объем и цена единицы расфасованного товара.

Больше веса

Авторы другого законопроекта № 563042-8 предлагают обязать продавцов указывать на ценниках дополнительную информацию о весе (объеме) товара и количестве (массу, объем или количество штук) продуктов питания, помещенных в потребительскую упаковку. Цель предлагаемых изменений — дать потребителям возможность по дополнительным сведениям визуально определять, что товары одной категории различны по объему или массе, и тем самым гарантировать правильный выбор.

В то же время законодательство уже обязывает изготовителей и продавцов указывать на маркировке пищевых продуктов информацию об их количестве. Это предусмотрено ч. 4.5, 4.12 ст. 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». При этом нужно:

  • не допускать неопределенного указания количества упакованной пищевой продукции;
  • не допускать указания диапазона значений количества упакованной пищевой продукции;
  • обеспечивать понятную, легкочитаемую, достоверную маркировку пищевой продукции и не вводить потребителей в заблуждение.

Поэтому текущее регулирование гарантирует, что критерии выбора для покупателя понятны и достоверны, а его представление обо всех значимых сведениях о товаре сформировано. Возможность умолчать о фактическом количестве товара или исказить эту информацию у изготовителя и продавца отсутствуют.

Авторы еще одного законопроекта № 486679-8 предлагают ввести особые требования к размещению на упаковке продовольственного товара информации о его массе (объеме): такая информация должна быть ясно видимой, занимать не менее 15% площади потребительской упаковки и размещаться на лицевой поверхности. Из пояснительной записки следует, что нововведения подготовлены для борьбы со шринкфляцией, которая «крайне негативно влияет на покупательную способность, может порождать значительное снижение доходов, повышение себестоимости продукции и сильный дальнейший рост цен».

Однако авторы инициативы не учитывают, что подобные требования уже предусмотрены законодательством. Пояснительная записка не объясняет, как именно принятие законопроекта улучшит ситуацию в сравнении с существующими нормами.

Предпринимательская деятельность должна быть рентабельной, а ее результаты — пользоваться спросом. Поэтому бизнесмены должны оптимизировать расходы и искать новые пути для продвижения произведенного продукта.

Приоритетная цель совершенствования правового регулирования в области защиты прав потребителей — пресекать злоупотребления и бороться с недобросовестными действиями участников рынка. При этом не все предложения следует облекать в форму обязательных требований, некоторые из них должны использоваться как конкурентные преимущества ведения предпринимательской деятельности.