"Процесс Тичборна-самозванца" (The Tichborne Claimant's Trial). Неизвестный художник, XIX в.
На картине - эпизод уголовного процесса против Томаса Кастро, выдававшего себя за чудом выжившего английского баронета Роджера Тичборна. Сперва его признала леди Тичборн, но через несколько лет самозванец попытался выгнать одного из арендаторов в своем поместье, а тот в ответ обвинил его в самозванстве и сумел это доказать. После гражданского процесса лже-Тичборн проиграл и уголовный, и в феврале 1874 г. был приговорен к 14 годам заключения.
"Судья Джеффрис угрожает Ричарду Бакстеру" (Judge Jeffreys Bullying Richard Baxter). Эдвард Мэтью Вард, 2-3 четв. XIX в.
Изображен процесс по обвинению Ричарда Бакстера в клевете на Церковь, прошедший в мае 1685 г. Ричард Бакстер - это известный пуританский проповедник XVII в., часто вступавший в конфронтацию с властями, а судья Джеффрис - лорд главный судья Джордж Джеффрис, который, согласно традиции, во время процесса пришел в ярость и приговорил Бакстера к выплате штрафа в 500 марок, к пребыванию в тюрьме до момента выплаты и условному сроку в 7 лет. 70-летний Бакстер провел в тюрьме полтора года, пока правительству не понадобился его авторитет, отчего Бакстеру простили долг и выпустили на свободу.
"Славное дело" (A Famous Cause). Оноре Викторен Домье, 40-е гг. XIX в.
Точно неизвестно, какой именно процесс изображен на этом рисунке знаменитого французского карикатуриста (а также графика, живописца и скульптора). Как автор сатирических рисунков он прославился после революции 1830 г., когда относительная свобода прессы сделала этот жанр допустимым. Впрочем, за другую карикатуру - на короля - Домье провел в тюрьме полгода.
"Состязательный процесс" (The opposing attorneys). Оноре Викторен Домье, 1845 г.
Источник вдохновения для этого рисунка также неизвестен, но его выразительности достаточно, чтобы счесть его достойным места в этой галерее.
"Процесс Джорджа Якобса" (The Trial of George Jacobs). Томпкинс Харрисон Маттесон, 1855 г.
На полотне Маттесона - процесс по обвинению Джорджа Якобса, жителя Салема, штат Массачусетс, в колдовстве. Это часть печально знаменитых салемских процессов, когда группа девочек указывала на взрослых и называла их ведьмами или колдунами, а другие взрослые этому верили и приговаривали к смерти. Якобса обвинила его внучка, и 19 августа 1692 г. он был повешен.
"Галилей перед судом инквизиции" (Galileo facing the Roman Inquisition). Кристиано Банти, 1857 г.
Картина Банти изображает процесс по обвинению Галилео Галилея, знаменитейшего астронома (а также физика, математика и философа) в ереси, проведенного в 1633 г., тот самый, в конце которого Галилей якобы произнес фразу "а все-таки она вертится". Инквизиция нашла ученого "под серьезнейшим подозрением в ереси" и приговорила его к пожизненному заключению, замененному домашним арестом.
"Господа присяжные" (Gentlemen of the Jury). Джон Морган, 1861 г.
Подробности о процессе, изображенном ка картине Джона Моргана - малоизвестного, хотя и плодовитого британского художника, неизвестны. Собственно, эта картина, вместе с работой "Сельский аукцион", и выделила его имя из числа других художников середины XIX века.
"Когда ты в последний раз видел своего отца?" (When Did You Last See Your Father?). Уильям Фредерик Йемес, 1878 г.
Согласно самой популярной версии, здесь изображен допрос младшего представителя роялистской семьи сторонниками парламента в эпоху Великого мятежа - борьбы английского парламента с королем, закончившейся казнью Карла I в 1649 г. Кстати, автор - сын британского консула - родился в Таганроге в 1835 г.
"Процесс мадам Ролан" (The Trial of Madame Roland). Хосе Гутьеррес Солана, 1929 г.
Процесс по делу Манон Жанны де Ролан закончился 8 ноября 1793 г. Она активно участвовала в Великой Французской революции и была одним из лидеров жирондистов. Поначалу Ролан сблизилась с якобинцам, но со временем отношения совершенно испортились. 9 ноября 1793 г. она взошла на эшафот, где воскликнула: "Какие преступления совершаются во имя свободы!"
"Суд над пленниками с Амистада" (The Trial of the Amistad Captives). Хейл Вудруф, 1938 г.
Изображен эпизод первого в американской истории процесса по делу о гражданских правах, прошедший в 1840-41 гг. В июле 1839 г. группа африканцев, похищенных для продажи в рабство, захватила судно, на котором их везли в Америку, чтобы вернуться домой. Обманом их направили не обратно в Африку, а в Нью-Йорк, где предали суду; в конечном итоге дело дошло до Верховного суда США, который постановил освободить их и вернуть на родину.
"Нюрнбергский процесс" (The Nuremberg Trial). Лора Найт, 1946 г.
Картина Найт посвящена самому знаменитому, вероятно, процессу XX века, составившему массу прецедентов - например, впервые в истории победители в войне предали суду руководителей проигравшего государства. На самом деле под этим термином понимается целая серия процессов второй половины 1940-х гг. - помимо высокопоставленных политиков и чиновников судили также представителей среднего звена управления, юристов, судей и прочих.
"Процесс" (The Trial). Сэр Сидни Нолан, 1947 г.
Так Нолан представлял себе процесс по делу Неда Келли, бушрейнджера, или проще - разбойника, прославившегося многочисленными лихими налетами. Как это часто бывает, решительность сделала его популярным персонажем. Однако в 1880 г. удача изменила ему - он попался и после короткого процесса был повешен 11 ноября 1880 г.
"Суд равных" (Judgement by his Peers). Гордон Сайрон, 1978 г.
Это - не столько изображение конкретного процесса, сколько политическое высказывание. Автор - представитель коренного населения Австралии - протестует против положения своих собратьев, в частности, против несправедливости австралийской системы правосудия, отдающей, по его мнению, преимущество белым.