6 октября в Волгоградском облсуде состоялась просветительская игра «Урок правосудия» — имитационный судебный процесс с участием коллегии присяжных заседателей. В состав жюри вошли учащиеся 8-10-х классов средней образовательной школы «Поколение» г. Волгограда. Роль прокурора, адвокатов, подсудимых и свидетелей взяли на себя студенты юридического факультета Волгоградской академии госслужбы.
Инициатором приобщения школьников к правовой культуре стал член Общественной палаты РФ, председатель общественного комитете "За открытость правосудия" Денис Дворников при поддержке руководства суда и Судебного департамента при ВС РФ.
Полное погружение в атмосферу судебного заседания началось с первой же минуты. Зал стоя встретил появления суда.
Пока судьи занимали свои места, в зале судебного заседания царила полная тишина. Так молодые люди получили первый урок подчеркнутого уважения к суду.
Председательствующий судья — один из немногих профессионалов (о других мы еще скажем), принимавших участие в этом ролевом процессе.
Сергей Гордейчик, судья Волгоградского областного суда, имеет не только богатый опыт осуществления правосудия в процессах с участием присяжных, но и является преподавателем юридического вуза.
Судейские кресла по обе стороны Сергея Гордейчика занимали студентки юрфака академии госуправления, облаченные в судейские мантии. Они внимательно наблюдали за тем, как судья модерирует процесс прений сторон.
Присяжным заседателям предстояло вынести вердикт по обвинению группы выпускников школы в угоне теплохода. По легенде, после выпускного бала, который состоялся на борту прогулочного судна, четверо одноклассников, дождавшись, когда все разошлись, угнали его. Зачинщик произошедшего объяснил свое поведение сильными чувствами к однокласснице и желанием понравиться ей.
Присяжные определяли вину каждого из обвиняемых. По поводу трех соучастников угона 12 присяжных проголосовали быстро - не виновны. Основная интрига развернулась по вынесению вердикта в отношении зачинщика. Она растянулось на полчаса. "Ребята, если мы его осудим, ему же семь лет дадут", - убеждал "коллег" один из самых младших школьников. "Нет-нет, мы лишь определяем виновность, а конкретное решение о наказании вынесет судья", - солидно пояснила остальным старшина коллегии по имени Анжелика. В итоге влюбленный подсудимый был единогласно признан виновным.
В качестве государственного обвинителя и потерпевшей – владелицы угнанного судна – выступили также студенты Волгоградской академии государственного управления.
Показания суду капитана угнанного теплохода.
Обвиняемый (на снимке слева) и его адвокаты внимательно слушали показания потерпевших и свидетелей. В суде разгорелось нешуточное состязание защиты и обвинения. Адвокатам четверых "пиратов" даже удалось установить противоречия в показаниях двух сотрудников полиции, которые участвовали в задержании судна.
Государственный обвинитель, студент академии, был на разборе игры признан очень убедительным. Он же в свою очередь сказал, что для полного проникновения в образ прокурора ему не хватило форменного мундира.
Потерпевшая, владелица судна, в своем выступлении подчеркнула, что в результате угона она не понесла значительных убытков, но призвала присяжных обратить внимание на моральную сторону содеянного.
Адвокат главного фигуранта уголовного дела. Подводя итоги игрового процесса суда, судья Гордейчик и организаторы мероприятия признали, что он "отработал не по-детски". "Готовый профи", - подчеркнули они.
Второй адвокат защищала сразу троих обвиняемых и отстояла их. О ней также сказали: "Хоть сейчас в реальный процесс!".
Свидетель – капитан полиции. Участие в процессе студентов юридического вуза, по мнению организаторов, поможет им приобрести первичные навыки участия в ведении судебных дел.
Еще один свидетель стороны обвинения - лейтенант полиции.
Одноклассница обвиняемых, ради которой подсудимый решился на угон судна, выступила в качества свидетеля.
Последнее слово подсудимого. Он аппелировал к своей любви, однако это не смягчило присяжных. Но председательствующий оказался гуманным, и, учитывая, что в результате угона никто не пострадал, назначил угонщику условный срок.
В течение всего заседания у входа в зал заседания стояла настоящий судебный пристав, что дополнительно придавало игровому процессу оттенок реальности.
Зрители, среди которых присутствовал еще один профессионал - сотрудник прокуратуры, с неослабевающим вниманием следили за процессом.
А один из журналистов, присутствовавший на процессе, был просто заинтригован. По мнению инициатора приобщения учащихся школ к правовой культуре члена Общественной палаты РФ Дениса Дворникова, эксклюзивный опыт в Волгограде может впоследствии стать всероссийской образовательно-просветительской программой, которая поможет школьникам в интересной форме изучать судебный процесс.