ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 сентября 2011, 15:00

Прошлое, настоящее и будущее информатизации арбитражных судов

Прошлое, настоящее и будущее информатизации арбитражных судов
Фото с сайта www.arbitr.ru

В прошлом году в эксплуатацию были введены информационная система Высшего Арбитражного Суда "Картотека арбитражных дел" и сервис подписки на получение информации по делам и судебным актам "Электронный страж". В августе этого года во всех судах арбитражной системы завершилась установка информационных киосков и плазменных панелей с подробной информацией о судебных заседаниях. Об идеях, которые ложатся в основу таких инноваций, и перспективах процесса информатизации арбитражных судов "Право.Ru" рассказал начальник управления информатизации и связи ВАС РФ Игорь Соловьев.

- Какое предназначение у недавно установленных в судах киосков и панелей? 

- Они несут, по сути, ту же смысловую нагрузку, что и уже существующие сервисы – максимально полно сообщать информацию о принятом судебном решении и способствовать еще большей открытости суда. Темой публикации решений, документов, информации об арбитражных судах мы занимаемся достаточно давно, но все существовавшие сервисы позволяют получать информацию о судебных актах и о движении дел в арбитражных судах с некоторой задержкой. Сейчас такая задержка составляет в среднем около 5 рабочих дней, но может достигать и десяти, что связано как с процессуальными сроками, так и с технической обработкой информации.

Проблема в том, что участники, которые не являются на судебные заседания по ряду разных причин – нежелание, невозможность, неготовность, пропуск – должны узнавать о результате судебного заседания с помощью звонков в арбитражный суд. Обычно канцелярия направляет звонящего к помощнику судьи, помощник должен получить информацию непосредственно у судьи, а если, как мы говорим, тот "весь день сидит в процессах", то узнать о решении получится не скоро.

Не скрою, уже много лет назад мы задумали публикацию информации о вынесенном решении в режиме реального времени – как только судья принял решение, появляется короткая информация о нем. Это не резолютивная часть решения, она лишь позволяет стороне сориентироваться – готовиться ли ей к чему-то дальше, выиграла она или проиграла.

- Где впервые эта идея была реализована?

- В Федеральном арбитражном суде Северо-западного округа в начале двухтысячных годов. Там этот сервис себя хорошо зарекомендовал, тем более в кассации результат всегда очень важен, ведь это третья инстанция. При этом в нее не всегда являются стороны, потому что нужно ехать в другой город. Стороны часто не приезжают, но результат хотят знать сразу.

В ВАС РФ такой же сервис реализовали – это "Президиум-онлайн", который есть у нас на сайте. Информация о решении президиума помещается в систему сразу же после его вынесения. Президиум – это тоже крайне важно, потому что его решения меняют судебную практику, это громкие дела, за ходом которых всегда следят журналисты, которые хотят знать в режиме реального времени, что решил суд.

Сейчас идет и онлайн трансляция заседаний президиума, и на YouTube выкладываются записи, но на тот момент всего этого не было и "Президиум-онлайн" был очень интересным решением.

- Вы решили распространить эту практику на все суды?

- Да, мы решили сделать подобный сервис для всех судов, сервис, который бы стал визуально удобным и современным средством представления информации о графике заседаний под председательством конкретного судьи или о заседаниях в конкретном зале в суде, который бы позволял видеть, какое дело рассматривается в данный момент. Отображение информации о рассматриваемом деле – ноу-хау, раньше информация об этом появлялась в виде листочков, прикрепленных к двери зала заседаний. Выглядело это не технологично с учетом всей передовой инновационности арбитражной системы.

У нас был проект с ЗАО "Крафтвей" продолжительностью в два года, связанный с поставками киосков для судов. Для них был разработан компанией ЗАО "Право.ру" специальный сервис. Идея в том, что перед залом судебного заседания висит киоск, на нем показывается график заседаний в этом зале, а внизу, в холле, висят большие плазмы, где показываются все заседания на текущее время – как табло прилета и вылета в аэропорту. Есть также отдельный, больший по размеру киоск, в котором можно узнать расписание для каждого зала и кабинета.

Самое простое устройство – киоск перед залом заседаний. Его цель — показать текущее заседание, показать, какие заседания в этом зале уже состоялись, какие еще ожидаются. Мы это сделали для сторон. К сожалению, так бывает, что суд не начинает заседание в то время, в которое оно назначено. Создается своеобразный "лист ожидания". И часто бывает, что сторона приходит вовремя и не знает, какое слушается дело – предыдущее или дело этой стороны. Начинается абсолютно ненужный ажиотаж. Что делать? Заглянуть в зал? Спросить, кто последний? Непонятно. Теперь же достаточно подойти к киоску и посмотреть, какое дело слушается сейчас и когда будет слушаться нужное дело. Можно также увидеть результат предыдущих заседаний. Киоск позволяет нажатием на экран узнать, кто истец, ответчик, третьи лица, кто судья-докладчик по делу. Он позволяет находить любое дело в арбитражном суде.

Цель большой плазмы в холле – показать, какие сейчас идут заседания во всем суде. Это общее информационное табло, которое не несет какой-то специфической нагрузки. Плазмы висят до просмотровой зоны, при входе в суд, они публичны. Любой человек может зайти в суд и уже в дверях увидеть, какие дела слушаются сегодня.

Информационные киоски висят перед залами судебных заседаний, но у нас, к сожалению, не во всех судах дела слушаются в залах из-за их отсутствия или должного их количества. Сейчас в 112 наших судов около 700 залов судебных заседаний. В новых зданиях судов залов достаточно, но, к сожалению, не везде их хватает, поэтому дела слушаются и в кабинетах судей. Отсуюда необходимость еще в одном устройстве — это информационный киоск, в котором показаны все кабинеты и все залы суда. Перед кабинетами судей таких нет, так как это было бы очень затратно. Но на экране большого киоска можно получить информацию о заседаниях, которые проводятся в кабинетах.

- В чем основная идея этих новаций?

- Показать режим реального времени, изменить подход к публикации информации о делах. Эта информация и раньше была доступна, но для ее получения необходимо было время. Сейчас все меняется.

Мало того, в системе будут отображаться даже короткие перерывы, а также отложения, переносы. Раньше мы не успевали выгружать перерывы на 20-30 минут, сейчас будем обрабатывать даже короткие пятиминутные перерывы.

Сейчас наша основная задача – организационно запустить систему, научить пользоваться ею судей, помощников, секретарей. Это длительный процесс, но, думаю, к весне следующего года мы можем говорить о том, что система прижилась и стала активно использоваться. Что киоски работают, а не висят выключенными.

Суды учатся, режим реального времени накладывает определенный отпечаток – нельзя ошибаться, при этом дел у судьи много и нагрузка велика. Поэтому, конечно, пока у судей есть некоторый психологический дискомфорт.

- А кто занимается непосредственно обновлением информации в системе, выгрузкой информации о решении?

- Поскольку документы, регулирующую работу системы, еще пока не выпущены, бывает по-разному. Иногда этим занимается секретарь судебного заседания, иногда помощник судьи. Судья тоже совершенно спокойно может им пользоваться.

В зале секретарь судебного заседания указывает либо что заседание началось, либо что судьи ушли в совещательную комнату, либо что вынесено какое-то решение, либо дело отложено, перенесено, объевлен перерыв и так далее. Любой такой результат объявляется в режиме реального времени. Это отличие от системы "Картотека арбитражных дел", где результат появлялся с опозданием.

- Какие дальнейшие планы в сфере информатизации судов?

- В судах мы хотим попробовать сделать подписку для сторон по движению конкретных дел в течение дня – на e-mail и в виде sms-уведомлений. Например, сторона приходит к назначенному времени и видит, что есть еще несколько заседаний до ее дела. Но поскольку неизвестно, сколько они будут идти, человек должен сидеть перед залом и ждать. Если отойти, есть вероятность пропустить свое заседание. Мы получали такого рода жалобы — отлучился, вернулся, а дело уже начали рассматривать. Поэтому появилась идея сделать систему уведомлений в режиме онлайн. Можно будет придти в суд и выбрать на экране того же информационного киоска специальную опцию по отслеживанию. Мы можем предположить, что если предыдущее дело находится в совещательной комнате, значит, оно скоро закончится. Мы можем предугадать, сколько примерно судья находится в совещательной комнате и написать представителю, что его дело с определенной долей вероятности начнется через 5-10 минут.

Сейчас мы решаем, как технически и организационно решить вопрос с оплатой sms-уведомлений. Так как исходящие sms платные, нам надо придумать, как не тратить на это бюджетные деньги, а сделать так, чтобы платили те, кто хочет этим сервисом воспользоваться.

Помимо уведомлений, у нас есть планы и по развитию электронного интерфейса, в котором работают судьи. Эта внутренняя "судейская" часть интерфейса в дальнейшем станет их рабочим местом при проведении заседаний. При нажатии кнопки "старт" будет автоматически запускаться аудиозапись, при нажатии кнопки "финиш" она будет заканчиваться. Наша цель – уменьшить количество действий, которые должен совершать судья, потому что сейчас появляется все больше технологий – обязательная аудиозапись, видеоконференцсвязь. Мы понимаем, что со всеми этими новациями суду становится сложнее работать, особенно с учетом нагрузки, графика, количества дел. Поэтому наша задача – сделать единую панель управления судебным заседанием и упростить работу аппарата суда. Мы стремимся сделать что-то полезное не только для сторон, но для судей.

- Вы знаете, от некоторых наших читателей порой раздаются упреки, что прежде чем устанавливать в судах киоски, неплохо было бы обеспечить во всех зданиях арбитражной системы бесплатный Wi-Fi.

- Это желание понятно, и, более того, его осуществление вполне реально. Мы постепенно начинаем включать Wi-Fi во всех судах, в которых это возможно. Он, может быть, не появится в тех судах, где еще есть лимитный интернет, но для крупных судов это лишь вопрос времени.