Генеральная прокуратура РФ признала неправомерной практику изъятия паспортов у граждан при отсутствии неправомерных действий с их стороны.
Злоупотребления миграционной службы
Органы прокуратуры выявили массовые факты незаконного изъятия паспортов у граждан органами Федеральной миграционной службы (ФМС), а также незаконного истребования других документов. Как сообщили в управлении взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры России, такие нарушения допускаются, в частности, при замене паспортов гражданина РФ: при достижении двадцатилетнего возраста или по иным основаниям.
В соответствии с Административным регламентом ФМС России граждане при замене паспорта обязаны предоставлять заявление установленной формы, паспорт, подлежащий замене, личные фотографии и документы, подтверждающие основания для замены. Однако в ходе проверок установлено, что, вопреки требованиям законодательства, в отдельных территориальных подразделениях ФМС России при замене паспорта от граждан требуют документы, подтверждающие наличие у них гражданства России. Таким образом фактически проводится проверка законности первоначального документирования паспортом, что допустимо лишь при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности его выдачи. Кроме того, зачастую граждане по требованию миграционных органов вынуждены устанавливать факты проживания в России по состоянию на 06.02.1992 г. (дата вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации») в судебном порядке и повторно подтверждать свою принадлежность к гражданству РФ.
В Генпрокуратуре пришли к выводу, что истребование документов, не предусмотренных законом, способствует возникновению коррупции и злоупотреблениям служебным положением в органах ФМС. Широкое распространение подобных нарушений в территориальных подразделениях органов миграционной службы создает социальную напряженность в обществе. Так, органы прокуратуры зафиксировали массовое нарушение прав граждан при замене документов в Саратовской и Курской областях.
В связи с выявленными нарушениями Генпрокуратура предложила ФМС прекратить практику изъятия российских паспортов, выданных миграционными органами и органами внутренних дел, при отсутствии неправомерных действий самих граждан. В настоящее время ФМС направила своим территориальным органам соответствующее поручение о прекращении незаконных действий.
Злоупотребления милиции
На прошлой неделе милицейское начальство предприняло очередную попытку искоренить перегибы в трактовке той части закона «О милиции», которая наделяет милиционеров правом проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность.
Руководство региональных ГУВД, в том числе и Москвы, проинструктировало подчиненных, как надо правильно проверять документы. По их распоряжениям милиционеры должны быть готовы внятно объяснить причину своего интереса, на кого из разыскиваемых преступников похож человек, у которого они спрашивают документы, почему сотрудника заинтересовало содержимое сумки прохожего. То есть предъявить наличие прописанных в законе и уставах оснований для проверки. При этом страж порядка обязан быть предельно вежливым.
Кроме того, милицейские генералы напомнили подчиненным, что ни Конституция, ни Закон «О милиции», ни другие нормативные документы не настаивают, чтобы граждане всегда имели при себе паспорт. Отсутствие какой-либо официальной бумаги — не является административным проступком и наказанию не подлежит. Прохожий может предъявить милиционеру любой документ, позволяющий однозначно идентифицировать его личность. В документе должны быть: личная фотография, полная фамилия, имя, отчество, другие обязательные данные, срок действия документа, полное наименование органа или учреждения, выдавшего документ, адрес. Документ должен быть скреплен печатью и заверен подписью должностного лица или руководителя организации. Это могут быть загранпаспорта, водительские права, военные билеты, служебные удостоверения, выдаваемые государственными и муниципальными органами и учреждениями. Безусловно, удостоверяют личность студенческие билеты, зачетные и трудовые книжки, пенсионные и ветеранские удостоверения. Идентифицируют человека и удостоверения негосударственных предприятий, фирм и организаций. Но в них должен быть указан рабочий телефон.
Впрочем, все это не отменяет проверку паспортов на улицах Москвы. Однако новые требования обязывают сотрудников милиции делать это более ответственно, не беспокоить граждан по пустякам и не использовать свои полномочия для вымогательства взяток.
Руководитель московской милиции Владимир Пронин, как сообщает «Российская газета», пообещал жестко реагировать на каждую жалобу. По его приказу за недовольство населения будут отвечать лично начальники тех подразделений, чьи подчиненные нарушили распоряжение главного московского милиционера.
Впрочем, нынешнее распоряжение практически идентично указу, который Владимир Пронин подписал еще шесть лет назад. В марте 2003 года начальник ГУВД Москвы уже запрещал сотрудникам охраны общественного порядка проверять документы у граждан, не совершавших преступлений. Тогда права потребовать паспорт у простых граждан лишили сотрудников патрульно-постовой и дорожно-постовой службы, а также сотрудников вневедомственной охраны. А обязанность проверки паспортов возложили на участковых, работников паспортно-визового управления и «экологической милиции в пределах ее полномочий».
Пронин тогда посоветовал гражданам обращаться с жалобой на незаконную проверку документов в управление собственной безопасности ГУВД столицы. Обещал привлекать провинившихся сотрудников за нарушение ведомственного приказа к дисциплинарной ответственности.
Однако, как могут заметить, например, многие пассажиры метро, ситуация с тех пор изменилась не сильно. Видимо, милицейское начальство полагает, что сегодня характер дежурных настолько изменился, что меры по борьбе с вымогательством, не сработавшие шесть лет назад, станут действенными сегодня.
Возможно, проблема не в особенностях работы дежурных милиционеров, а в самой практике проверки паспортов? Ведь до 1999 года проверка документов на улицах осуществлялась в основном сотрудниками патрульно-постовой службы, причем имела весьма пассивный характер. Однако взрывы жилых домов на юго-востоке Москвы привели к тотальным проверкам, рейдам и спецоперациям, устраиваемым столичными милиционерами. С тех пор террористическая угроза в столице, как и в большинстве других городов страны, полностью потеряла свою актуальность, что не заставило милиционеров отказаться от своих особых полномочий.