ПРАВО.ru
Актуальные темы
16 апреля 2009, 16:03

Юрфаки в непрофильных вузах: за и против

Юрфаки в непрофильных вузах: за и против
Ассоциация юристов России

Окончание. Начало читайте здесь 

История вопроса

В последние годы произошло существенное изменение социальной значимости юриспруденции. Право во многом способствует формированию новых социальных отношений, поэтому именно становление демократической государственности нуждается в квалифицированном юридическом обеспечении. Юридическая профессия стала одной из самых востребуемых, а потому и практичных. Создание эффективно действующей экономики, борьба с преступностью зависит от уровня профессиональной подготовки юридических кадров. Важнейшей целью учебного процесса в юридических вузах является подготовка и формирование юристов, способных квалифицированно разбираться в правовых проблемах государственного устройства, рыночной экономики, а также в вопросах финансового, международного, предпринимательского и других интенсивно развивающихся отраслей права.

Еще год назад Ассоциация юристов России (АЮР) подписала с Минобразования соглашение о создании системы аккредитации юридических вузов. Руководитель рабочей группы по общественной аттестации вузов академик Олег Кутафин пообещал, что из существующих примерно 1500 вузов останется 60-70. По мнению специалистов, такого количества вузов, выпускающих хорошо подготовленные кадры, будет достаточно, чтобы насытить рынок.

Тогда же прокуроры субъектов получили указание взять под усиленный контроль вопросы соблюдения закона в сфере образования. Прозвучало и предложение ввести для выпускников юрфаков квалификационный экзамен наподобие того, какой сдают кандидаты в судьи. По замыслу лишь после сдачи такого экзамена человек получит право называться юристом.

В марте 2008 года первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман предложил даже установить уголовную ответственность за осуществление платного высшего образования без лицензии. По его мнению, «нынешняя административная ответственность несоразмерна с нанесенным вредом». Его поддержал Генпрокурор Юрий Чайка, сравнивший обучение без лицензии с незаконной предпринимательской деятельностью. Также положительно это предложение оценивают эксперты, поскольку существующая административная ответственность за указанные действия не соразмерна вреду, который наносится. Выпускники таких факультетов не обладают необходимыми знаниями по своей специальности, а значит, не могут профессионально выполнять свои обязанности.

Чтобы выяснить, чему и как учат будущих правовых светил, Генпрокуратура в прошлом году провела комплексную проверку по всей стране. Всего в ходе проведенных за последние полтора года прокурорских проверок было выявлено более 12 тысяч нарушений законодательства в сфере высшего юридического образования. Возбуждено около 700 уголовных и более тысячи административных дел. В частности, серьезные нарушения законодательства выявила проверка деятельности юрфака МГУ. Теоретически это угрожало даже тем, что выданные с 1992 года дипломы могли быть признаны незаконными.

Прокурорские проверки показали, что значительное количество вузов и их филиалов осуществляют учебный процесс в неприспособленных для ведения образовательной деятельности зданиях. Под аудитории приспосабливаются помещения заводов, комбинатов, автоколонн. Иногда студенты обучались праву в подвалах жилых домов, а также в библиотеках. Арендуются школьные здания, что автоматически влечет за собой ущемление прав школьников, которые вынуждены ютиться в переполненных классах, потому что соседние помещения отдали под лекционные залы. В результате нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы при организации образовательного процесса.

Да и в самих арендуемых зданиях вузов и филиалов не созданы необходимые условия для организации работы пунктов общественного питания, медицинского обслуживания образовательного учреждения. Отсутствуют спортивные, актовые, читальные залы, лаборатории. Большинство зданий образовательных учреждений, студенческих общежитий не отвечают требованиям пожарной безопасности, санитарным правилам, нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

Были установлены факты, когда вузы и их филиалы обучали студентов по тем дисциплинам, которые не были указаны в лицензии, то есть незаконно. Причем в ряде случаев выпускники получали дипломы государственного образца.

Прокурорами установлено, что руководством вузов и филиалов часто нарушаются требования законодательства по соответствию образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, нет соответствующих кафедр вузов, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов.

Если говорить о представительствах вузов, то незаконная образовательная деятельность выявлена практически по всей России. Ведь представительства просто не имеют право заниматься обучением студентов, а они это делали. В итоге значительно снижается качество получаемого высшего юридического образования.

Кроме того, в таких вузах особенно остро стоит проблема коррупции, взяточничества среди руководителей и педагогов.

Предложения по решению проблемы

Юридические факультеты в непрофильных вузах сталкиваются с целым рядом непростых проблем, которые не всегда находят должного решения. Прежде всего — это проблема квалифицированных профессорско-преподавательских кадров. В условиях высокого спроса на квалифицированных юристов вузам нелегко привлечь преподавателей, особенно если вузы пытаются экономить на заработной плате.

Недопустимо, когда во главе юридических кафедр стоят неспециалисты. До сих пор в России неплохо чувствуют себя вузы, где, получив лицензию на подготовку юристов, совершенно не заботятся о том, чтобы пригласить квалифицированных специалистов. В качестве преподавателей различных отраслей права привлекаются историки, философы, обществоведы, не имеющие ни практического опыта, ни ученой юридической степени, а в отдельных вопиющих случаях — даже юридического образования. Часты нарушения учебного плана, пропуски занятий преподавателями. Экономия на кадрах приводит к профанации образования и, по сути дела, к фальсификации дипломов.

В широком смысле речь идет о нарушении прав потребителей — студентов на получение качественных образовательных услуг.

Однако эксперты уверены, что для решения проблемы некачественного юридического образования простого сокращения числа вузов в России недостаточно.

«Необходимо больше преподавателей-практиков, чтобы делиться со студентами не только теорией, но еще и навыками», — приводит слова юриста Сергея Алимирзоева «Труд». Преподаватели вузов занимаются педагогической и научной деятельностью и зачастую слабо представляют практическую сторону того, чему учат. Но у юристов нет мотиваций идти в учителя: зарплата маленькая, времени отнимает много.

Молодой специалист часто не знает, как подготовить договор, — их просто не учат составлять документы. Сказывается отсутствие реальной практики. Решению проблемы может помочь замена практики на стажерство. Практика проходит в госучреждениях, где студент получает мало навыков, а зачастую не получает вообще. Стажерство в частной компании поможет будущему специалисту с первых лет обучения окунуться в реальный мир. Со временем нужно полностью заменить практику стажерством. Для этого потребуются взаимопонимание и сотрудничество работодателей, вузов и государства.

Начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук также считает необходимым завершить разработку федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ужесточив требования к прохождению студентами практики, в том числе в форме студенческих бесплатных правовых консультаций.

В интервью «Газете» Паламарчук признает, что в органах прокуратуры на прокурорских должностях работают выпускники разных юридических вузов, в том числе и негосударственных. Проблема, на его взгляд, заключается в том, что процесс их обучения не адаптирован к выполнению задач, стоящих перед органами прокуратуры.

Впрочем, эксперты призывают не забывать и о положительных качествах юрфаков в непрофильных вузах. Студенты там получают не только юридическую специальность, но и дополнительные знания по педагогике, экономике, сфере услуг — словом, они получают специализацию, что сейчас очень востребовано. По словам президента Ассоциации юридических вузов России Михаила Марченко, сегодня «нужны либо узкие специалисты, либо менеджеры, которые хватают все по верхам. Возьмите „чистого“ юриста, разве сможет он работать в сфере экономики, финансов либо в любой другой отрасли без дополнительных знаний? Нет, либо он не справится с работой, либо ему придется заниматься самообразованием», — утверждает Марченко в интервью «Российской газете».

В целом, нет ничего дурного, если в обществе появится много юридически образованных людей. В развитых странах 25 процентов выпускников вузов — юристы, и то они в дефиците. В США, например, вообще на каждую семью приходится по юристу. К девяностым годам прошлого века наша страна занимала место в конце первой сотни в мире по обеспеченности юристами. При этом за основу подсчета принимался один из наиболее очевидных показателей — количество юристов на 10 тысяч населения страны.

Сохраняется диспропорция между численностью юристов, занятых в правоохранительных органах и работающих в сфере производства. Не увеличивается пока количество юристов по отношению к численности населения России в сравнении с развитыми зарубежными странами. Остается весьма малой доля юристов в органах законодательной и исполнительной власти.

Однако, прежде чем делать выводы о перепроизводстве юристов, целесообразно обратить внимание на сущность юридической профессии, ее значимость для общества.

«Для нас юридический факультет профильный, потому что без юридического сопровождения земельные отношения невозможны», — не согласен с нововведением декан гуманитарного факультета МИИГАиК Владимир Соломатин. По его мнению, в противном случае высшее образование сконцентрируется в руках монстров, где на потоке 200-400 студентов и один преподаватель. «Надо смотреть не на профиль вуза, а на востребованность выпускников», — приводят слова Соломатина «Ведомости».

Не стоит забывать, что юридическое образование очень широкое, и совсем необязательно связывать перспективы абитуриентов с количеством рабочих мест в прокуратуре или адвокатуре. Во всем мире юристы работают и в органах государственного управления, и менеджерами в корпорациях, и в журналистике, и во многих других отраслях деятельности. Что касается рабочих мест, то хороших специалистов будет не хватать всегда.