ПРАВО.ru
Актуальные темы
16 апреля 2009, 15:21

Химикам запретят учить юристов

Химикам запретят учить юристов
Сергей Степашин Фото Право.Ru

С нового учебного года прием абитуриентов на юридические факультеты непрофильных вузов может быть прекращен. Такое решение предлагает Ассоциация юристов России (АЮР) для исправления неудовлетворительной ситуации с юридическим образованием в стране.

В последнее время отмечается дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов. По данным Рособрнадзора, контингент обучающихся по специальности «юриспруденция» составляет около 725 тысяч человек.

Причинами сложившейся ситуации эксперты называют бессистемное создание новых негосударственных высших учебных заведений, открытие филиалов вузов без должного учета потребностей регионов в специалистах с юридическим образованием. Массовое распространение получило обучение по этой специальности в вузах, для которых такое направление подготовки является непрофильным.

На совместном совещании Министерства юстиции РФ по вопросам преодоления правового нигилизма глава Счетной палаты РФ, сопредседатель АЮР Сергей Степашин озвучил и меры по решению этой проблемы.

Помимо закрытия юрфаков в непрофильных вузах, предлагается отменить отсрочку от службы в армии для студентов таких факультетов. Кроме того, АЮР предлагает создать реестр юридических вузов России, включение в который будет означать официальное признание государством дипломов по специальности юрист этих вузов. В АЮР также не исключили возможность установления для вузов квот на выпуск студентов-юристов.

Проблема кадров по специальности юрист в России стоит очень остро. «В противном случае мы и дальше будем получать юристов-недоучек среди судей и сотрудников правоохранительных органов», — приводит слова Степашина «Интерфакс».

Министр юстиции РФ Александр Коновалов поддержал идею формирования Минобрнауки совместно с Минюстом стандартов юридического образования и предложил даже создать дальнейшую «прозрачную и эффективную систему рейтингования юридических вузов». «Кроме того, вуз должен участвовать и в дальнейшей карьере своих выпускников», — считает Коновалов.

Следует отметить, что в национальном плане противодействия коррупции есть целый раздел — «Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров», который предусматривает усиление госконтроля за качеством преподавания в юридических вузах.

По всей видимости, в ближайшее время предложения АЮР рассмотрит президент России. Напомним, Дмитрий Медведев возглавляет попечительский совет АЮР. Членом ассоциации является также российский премьер.

Однако практическая работа по решению этой проблемы началась, как минимум, неделю назад. 10 апреля Степашин сообщил, что подготовлен проект указа президента, «который мог бы дать импульс к организационной работе» в этом направлении. По данным «Ведомостей», в нем правительству поручено разработать госстандарты юридического образования и до первого июня утвердить перечень профильных юридических вузов. До первого сентября должен появиться механизм общественной аккредитации юридических вузов и предложения по определению 12 ведущих учреждений в этой области, которые получат право выдавать дипломы с изображением государственного герба.

В середине марта этого года председатель Счетной палаты на конференции «Законодательство об образовании: состояние, тенденции и перспективы» отметил, что в условиях развития информационных технологий, открытости границ, увеличения мобильности людей, а также сближения национальных образовательных систем необходимо поддерживать уровень отечественного юридического образования на достойном уровне.

По данным Степашина, сегодня в России насчитывается более тысячи юридических вузов и факультетов, когда как в СССР их численность составляла 52. Сопредседатель АЮР подчеркнул, что уровень подготовки выпускников сегодня недопустимо низкий, ухудшилось качество преподавания и учебной литературы.

Подготовка юристов стала выгодным и прибыльным занятием, поэтому многие вузы стремятся получить лицензию на «производство» юристов, несмотря на далекую от юриспруденции профессиональную направленность, отсутствие необходимого преподавательского состава и методологического обеспечения.

«Именно непрофильные и коммерческие вузы занимают сегодня большую долю рынка юридического образования, выпуская огромное количество юристов, как правило, плохо подготовленных», — сказал Степашин.

Такого же мнения придерживается Генеральный прокурор Юрий Чайка. По его словам, в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда при колоссальном количестве выпускников юридических вузов обнаружилась нехватка квалифицированных кадров.

Сегодня в вузах 700 тысяч студентов-юристов, правда, половина из них получает второе высшее, уточняет министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам, лишь треть выпускников юрфаков российских вузов получает качественное образование. Еще треть выпускников могут «подтянуть» свои знания, если сами займутся дополнительным образованием. Оставшаяся часть выпускников является «некачественными специалистами», утверждает Фурсенко.

Как следствие, в стране наблюдается переизбыток юристов, которые, наряду с экономистами и педагогами, имеют высокие шансы в этом году остаться без работы. В связи с этим Минобрнауки утвердил и реализует план действий «по дополнительному обучению нетрудоустроенных выпускников образовательных учреждений по ускоренным курсам подготовки востребованным профессиям», — заявил на прошлой неделе Фурсенко. Речь идет, в первую очередь, о технических специальностях.

Следует отметить, что в прошлом году директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко предупреждал, что в случае сохранения со стороны населения нынешнего спроса на образование по юридическим специальностям, количество «лишних» юристов к 2015 году может превысить 60 процентов.

Большинство специалистов полностью поддерживают такие меры. Так, адвокат и член квалификационной комиссии адвокатской палаты Москвы Юрий Костанов жалуется, что подготовка юристов сегодня такова, что почти половина кандидатов в адвокатуру не в состоянии сдать квалификационный экзамен.

В 2006-2007 годах в столичную службу трудоустройства обратилось более пяти тысяч человек с высшим юридическим образованием. Но только половина из них нашла работу. При этом в столичной милиции пустовало около сотни вакансий следователей. В различные московские госучреждения и компании требовалось почти две сотни юрисконсультов. Однако квалификация почти двух с половиной тысяч дипломированных юристов оказалась ниже той, что требовалась. Как сказал на коллегии прокурор Москвы Юрий Семин, среди неудачников нет ни одного выпускника ведущих вузов вроде МГУ или РУДН. Все оказавшиеся ненужными законники закончили непрофильные вузы, как правило, за деньги. Правовые факультеты есть в сельхозхозяйственных, химико-технологических, инженерно-строительных и других вузах, профиль которых далек от юриспруденции. Само по себе это не грех. Вопрос лишь в том, найдется ли столько квалифицированных преподателей, чтобы обеспечить все кафедры?

Специалисты отмечают, что более 300 вузов в Москве и около 1500 в России имеют юридические факультеты. Ежегодно только в столице диплом получают около 25 000 молодых юристов. При этом юридические фирмы постоянно говорят о кадровом голоде. Проблема в качестве обучения. В Москве, например, котируются лишь шесть вузов, дающих качественное юридическое образование. Они выпускают не более 4000 молодых специалистов-правоведов, то есть менее одной пятой от числа всех выпускников, получающих дипломы в области юриспруденции.

Юридическим образованием занялись также вузы социального, технического, сельскохозяйственного, торгового профиля. Квалифицированные преподавательские кадры, необходимая учебно-методическая база в таких учебных заведениях, как правило, отсутствуют, что вызывает серьезное сомнение качество подготовки специалистов. Подобная тенденция не только ведет к дискредитации юридического образования, усилению угрозы правового нигилизма, создает предпосылки для злоупотреблений в сфере юридической практики, но может отрицательно повлиять на деятельность государственного аппарата и правоохранительных органов, что явится негативным фактором, еще более дестабилизирующим социально-политическую и экономическую обстановку в стране.

«Когда бывший транспортный техникум готовит юристов, это обман», — убежден министр Фурсенко.

Окончание следует