Правительство сделало свои предложения о том, как надо наказывать граждан, которые не в первый раз попадаются пьяными за рулем. Два года заключения – это слишком строго, считают в Белом доме и предлагают ввести в УК в виде максимальной санкции принудительные работы на тот же срок. А кроме того, чиновники хотят дать выпившим водителям еще один шанс не стать фигурантами уголовного дела. Но первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков заявил "Право.Ru", что надеется заблокировать эту "обесценивающую законопроект" инициативу.
Депутаты взялись ужесточать наказания за нарушение Правил дорожного движения осенью 2012 года, после того как в страшном ДТП на Минской улице в Москве пьяный Александр Максимов сбил насмерть пятерых воспитанников детского дома, воспитательницу и ее мужа. Тогда в Госдуме оказалось сразу несколько законопроектов, касающихся санкций за нарушение ПДД. Свою лепту внесла и глава думского комитета по безопасности, единоросска Ирина Яровая. Она предложила вновь ввести нижние пределы санкций за "пьяные" ДТП, отмененные в 2011 году в президентство Дмитрия Медведева, а также усилить максимально возможное наказание. Если в результате такой аварии погиб один человек, виновнику полагалось бы от двух до 10 лет заключения (сейчас до семи лет), а если два и более – от четырех до 15 лет вместо нынешних девяти.
Однако еще до первого чтения Яровая была вынуждена смягчить предложения – Верховный суд был против. Судьи отметили, что новелла о 15-летнем заключении для водителей автоматически относит нарушение ПДД к особо тяжким преступлениям, а по закону к ним можно приписать лишь умышленные деяния. Поэтому из обновленного документа идеи повышения максимального наказания исчезли, осталось лишь восстановление нижнего предела санкций. Зато появилась поправка о введении в Уголовный кодекс новой статьи 264.1, по которой штраф в 200 000 руб. либо обязательные работы на срок до 480 часов или принудительные работы до двух лет предлагалось назначать тем, кто сел за руль пьяным, будучи уже лишенным прав или вовсе их не имея. В марте 2013 года законопроект депутаты приняли в первом чтении, но вернулись к его подготовке ко второму лишь в июне 2014-го.
Тогда думский комитет по госстроительству, ответственный за проект Яровой, высказался за сохранении в нем идеи о введении минимальных пределов наказаний за "пьяные" ДТП с жертвами, а заодно с подачи своего первого зампреда Вячеслава Лысакова решил устранить правовую коллизию, когда за некоторые нарушения ПДД (ст. 264 УК) виновника лишают права управлять транспортным средством, но такой санкции нет в ст. 44 УК "Виды наказаний". Теперь в 264-ю статью предлагается записать, что нарушителя будут лишать права "занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью". Такая идея понравилась и правительству, следует из его поправок к документу, обнародованных сегодня. Актуальность они еще не потеряли, так как депутаты до сих пор не рассмотрели законопроект на пленарном заседании.
Однако свой взгляд у Белого дома оказался на санкции за повторную поимку водителя пьяным за рулем, если до ДТП дело не дошло. В Госдуме пять месяцев назад подумали, что в таких случаях при непогашенном административном взыскании за аналогичное нарушение (год с момента окончания наказания) нужно выписывать "уголовный" штраф от 200 000 руб. до 300 000 руб. с лишением права на вождение автомобиля на срок до трех лет либо назначать обязательные или принудительные работы до 480 часов или лишение свободы до двух лет. Такие же санкции предусматривались и для тех, кто попался выпившим за рулем при наличии судимости за "пьяные" ДТП (ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК – погашается через три года после отбытия наказания). Для этого в УК должна была появиться новая статья 264.1 "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым наказанию".
Правительство намерение депутатов создать такую статью поддержало, но предложило собственную редакцию. В Белом доме сочли, что по УК наказывать стоит не только пьяных, но и отказавшихся от медосвидетельствования, но только в том случае, если они уже дважды, а не один раз, как предлагали в Госдуме, за последний год были административно наказаны за аналогичные нарушения. Такое же правило будет действовать на случаи, когда водитель выпил после ДТП, либо после остановки сотрудником ГИБДД, но до проведения освидетельствования. При этом уголовные санкции должны, по мнению чиновников с Краснопресненской набережной, быть мягче, чем желали парламентарии, – штраф 100 000–200 000 руб., арест до полугода, принудительные работы до двух лет, обязательные работы до 480 часов. При этом, каким бы ни было основное наказание, суд будет лишать нарушителя водительского удостоверения.
Лысаков категорически против намерения правительства ввести уголовную ответственность лишь за третью поимку пьяным за рулем. "Профилактическое действие этих поправок будет сведено на нет, потому что в обывательской среде это будет воспринято не как с третьего нарушения, а как с 33-го – когда еще у меня будет третье нарушение, а пока можно выпить и поехать", – рассуждал депутат в беседе с корреспондентом "Право.Ru".
По словам Лысакова, поправки Белого дома меняют всю концепцию реформы. "Это совершено искажает и обесценивает законопроект, ту идею, которая в нем заложена. Комитет, я думаю, поправки не поддержит", – говорит он и напоминает, что Дума и правительство – равноценные участники законотворческого процесса.