Сегодня Ставропольский суд признал законным отстранение от должности бывшего мэра Кисловодска Виталия Бирюкова. Он обвиняется в превышении должностных полномочий. По данным следствия, в 2007г. Бирюков подписал незаконные постановления о передаче в собственность одному из кисловодских предпринимателей земельного участка в центре города площадью более 2400 кв.м. За это деяние по статье 286 УК РФ ему грозит до десяти лет лишения свободы.
Эксперты считают, у Бирюкова есть все шансы, чтобы в ближайшее время пополнить ряды клуба «грязных мэров». На сегодняшний день около тридцати градоначальников по всей России осуждены за различные преступления. Информация о точном числе градоначальников-мздоимцев не афишируется.
Причем Бирюков в их компании будет совсем не оригинален. Статья 286, по которой экс-мэру Кисловодска предъявлено обвинение, занимает первое место в хит-параде любимых статей «грязных мэров». По ней предъявлено уже пятнадцать обвинений. Почти столько же — двенадцать раз — мэры нарушали закон по 285-й статье («Злоупотребление должностными полномочиями»). Также пользуются популярностью статьи 290-ая («Получение взятки») и 289-ая («Незаконное участие в предпринимательской деятельности») — шесть и пять обвинений, соответственно.
Впрочем, не все градоначальники настолько банальны в своих вредных привычках, как Бирюков.
Например, Александр Донской, руководивший Архангельском с 2005-го по 2008-й, не ограничился стандартным набором обвинений в растрате 4 млн. рублей из муниципального бюджета и злоупотребления должностными полномочиями, за которые был осужден на три года лишения свободы условно. Но в историю он вошел благодаря другой статье — 327-й («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»). После того, как суд обнаружил поддельный диплом Донского, мэр Архангельска подал заявление об отставке.
Еще более разносторонней личностью оказался Александр Макаров, мэр Томска с 1996-го по 2006-й года. Он не только злоупотреблял должностными полномочиями (ст.285), вымогая (ст. 163) и получая взятки в крупном размере (ст.290), но и незаконно участвовал в предпринимательской деятельности" (ст. 289). Однако интересен Макаров не деловыми качествами, приведшими, впрочем, к халатности (ст. 293), а своей жаждой к средствам расширения сознания. При обыске его квартиры были обнаружены 300 грамм опия, благодаря чему томский мэр стал единственным российским градоначальником, осужденным за приобретение и хранение наркотиков (ст. 228).
Но главным оригиналом, пожалуй, следует признать главу Тамбова с 2005-го по 2008-й — Максима Косенкова. В апреле этого года он был арестован по обвинению в похищении человека. Причем следователи подозревают, что двадцатилетний Виталий Бабий, сбежавший от мэра в Москву и оттуда насильно возвращенный Косенковым обратно, был его любовником. Интересно, что Косенков занимался не только делами вверенного ему Тамбова, но и особое внимание уделял работе с молодежью, являясь, в частности, инициатором создания в Тамбовской области «Союза детей и подростков». Возможно, Бабий, которого Косенков насильно удерживал в своем доме (ст. 126), как раз и являлся образцом новой молодежной политики мэра Тамбова. Однако, как городская дума, так и районное отделение «Единой России» не оценили креативность Косенкова, исключив его из своих рядов.
Никак не сопоставим Бирюков по масштабам деяний и с Виктором Дорошком, который вот уже десять лет не покидает пост мэра Усть-Илимска. В августе 2007 года ему было предъявлено обвинение по статьям 17-й и 102-й УК РСФСР («Организация совершения преступления или руководство его исполнением» и «Убийство с отягчающими обстоятельствами»). Обвинение мэру предъявлено еще по старому Уголовному кодексу, поскольку предполагаемое преступление было совершено до вступления в силу нового кодекса. Мэр обвинялся в соучастии в организации заказного убийства заместителя гендиректора Усть-Илимского лесопромышленного комплекса Александра Пуртова в 1996 году. Однако, пока следователи решались арестовать Дорошка, срок давности преступления истек. Причем прекращение уголовного дела позволило Дорошку даже сохранить пост градоначальника.