Бастующие против платного проезда по федеральным трассам дальнобойщики переходят к более радикальным действиям: доезжают на фурах до Смольного и собираются "идти на Москву". Спустя две недели после начала протестов, депутаты ГД все же решили разобраться в давно принятом законе и даже пойти навстречу протестующим, предлагая существенно снизить тарифы и штрафы. Однако водителей фур такие условия все равно не устраивают.
Водители грузовиков собираются на пикеты и митинги с начала ноября и перекрывают движение на федеральных трассах – сегодня акции протеста проходят в 30 регионах страны, от Москвы до Красноярска. На этой неделе около 200 грузовых автомобилей доехали до здания администрации Санкт-Петербурга в Смольном: их водители требовали переговоров с вице-губернатором города Николаем Бондаренко.
Возмущаются дальнобойщики не столько по поводу введенного платного проезда, сколько системой взимания платы "Платон". Под ее действие попадают большегрузы с грузоподъемностью более 12 тонн. По сути, это система мониторинга маршрута грузовика, отслеживающая его передвижение по дорогам и автоматически начисляющая плату за проезд по ним – 1,53 рубля за каждый пройденный километр пути по федеральным трассам (с 1 января 2019 года плата составит 3,73 рубля за 1 км). Программа обязывает зарегистрировать автомобиль на сайте и внести авансовый платеж за проводимые в ближайший месяц рейсы. При этом перевозчик либо устанавливает устройство, которое будет следить за его передвижениями по спутнику (с помощью системы ГЛОНАСС), либо оформляет маршрутную карту. Вырученные средства должны пойти в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями.
Однако, по словам Валерия Войтко, координатора движения "Дальнобойщик", система работает неисправно: наблюдаются постоянные сбои в расчете маршрута, из-за чего списания средств зачастую проходят некорректно, а маршрутную карту невозможно приобрести. При этом за неоплаченную заранее поездку грузового автомобиля юридическому лицу грозит штраф до 450 тыс. рублей, а при повторном нарушении – до 1 млн рублей. По данным Росавтодора, за первую неделю работы "Платон" уже собрал штрафов в размере 312 млн руб., что лишь усилило недовольство перевозчиков.
В Думе заметили
Госдума обратила внимание на масштабные акции протеста дальнобойщиков и в спешке решила внести изменения в только что вступившую в силу систему. Председатель Комитета ГД по транспорту, единоросс Евгений Москвичев вместе со своими заместителями – эсером Михаилом Брячаком и единороссом Виталием Ефимовым – разрабатывают новый законопроект, в котором предлагают существенно снизить штрафы за неоплаченные проезды (с 40 тыс. руб. с физлиц и 450 тыс. руб. с юрлиц до 10 тыс. руб. для обоих), зафиксировать стоимость 1 км на уровне 1 (максимум 1,5) рублей, а также заменить существующую сегодня предоплату на выплаты постфактум.
Решение о введении платного проезда фур по федеральным трассам было принято еще депутатами прошлого созыва (ст. 6 ФЗ № 68 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" от 06.04.2011), но тогда тарифы предлагались иные и возмущения дальнобойщиков не вызывали. "Нагрузка на один грузовик, в зависимости от марки и интенсивности перевозок, составляла от 3,5 тыс. до 12,5 тыс. рублей в год", – поясняет первый зампредседателя Комитета ГД по транспорту, эсер Михаил Брячак. Однако принятое в 2013 году постановление правительства № 504 (от 14.06.2013) изменило систему оплаты: один пройденный километр с 15 ноября текущего года и до конца февраля 2016 года стоит 1,53 руб., а затем достигнет 3,06 руб. По подсчетам Брячака, при таких расценках нагрузка на один грузовой автомобиль доходит до 110 тыс. рублей.
Предложенная система не устроила перевозчиков сразу, рассказывает Валерий Войтко, и на протяжении последних двух лет активисты боролись с ней, "доказывали ее непригодность, указывали на нелогичность и неэффективность для экономики". О негативном влиянии нововведений на российскую экономику на днях заявил и глава Сбербанка Герман Греф: по его опасениям, инфляция в следующем году может оказаться на 1,5 % выше из-за роста тарифов на логистику. Однако парламентарии и чиновники обратили внимание на двухлетнюю борьбу дальнобойщиков только тогда, когда она уже достигла кульминации, за несколько дней до вступления поправок в силу.
Уточнить, но не отменять
Помочь активистам и разбираться в работе "Платона" решил зампредседателя думского комитета по транспорту, либерал-демократ Александр Старовойтов. Пока его коллеги по комитету продумывают смягчение закона, депутат подготавливает "письмо в ФАС и прокуратуру, чтобы они сообщили о законности использования данного прибора, учитывая те недоработки, которые в настоящий момент имеются".
Впрочем, полностью отказываться от "Платона" или от платного проезда депутаты не намерены. Во-первых, в бюджет следующего года уже заложено порядка 40 млрд рублей, которые должны поступить от перевозчиков. Кроме того, идею платного проезда фур по федеральным трассам в ГД считают правильной: "Это мировая практика, – рассказывает Евгений Москвичев, – деньги в первую очередь должны пойти на муниципальные дороги, на мосты и на развязки, которых не хватает в регионе". А в "Платоне" нужно исправить только предоплатную систему, которая может привести к "дополнительным кредитам для перевозчиков, а значит, и дополнительным ставкам, дополнительной инфляции и удорожанию", уверен Михаил Брячак.
Сами же дальнобойщики требуют принципиального решения и отказа от "Платона", а параллельно запланировали поход "на Москву" на 30 ноября. Такая решительность протестующих не удивляет депутатов: на рынке перевозчиков работает большой процент нелегальных большегрузов, которые больше не смогут осуществлять свою деятельность. И даже депутат Старовойтов, который в целом не поддерживает новые правила, видит в них неоспоримый плюс: "Закон позволит избавится от нелегалов среди перевозчиков".
Однако он вряд ли позволит избавиться от активистов среди них: как сообщает "РБК", дальнобойщики из 17 регионов собираются 30 ноября на следующую акцию протеста – но уже в Москве.