Английское слово "комплаенс", еще несколько лет назад малоизвестное в России, звучит все чаще, в том числе – применительно к профессии юриста. Этот термин означает соблюдение работниками компании строгих корпоративных правил и норм, а так же контроль по их исполнению. На первый взгляд, идея комплаенса может казаться странной: ведь сотруднии должны соблюдать законы и правила по умолчанию, что прописывается в трудовом договоре, должностной инструкции и в других локальных документах. Но, как показывает практика, в больших компаниях и в первую очередь в банках этот институт востребован и будет развиваться. А вместе с ним будет расти и спрос на специалистов. Эксперты рассказали "Право.ru", почему траты на комплаенс оправданы, а сам контроль не дублирует функции юристов и экономистов.
Комплаенс – это западное "дитя" глобализации, изначально – инструмент контроля над деятельностью банков. Эти учреждения – предмет особой заботы государства, ведь их влияние на экономику огромно. Чтобы финансовая система была устойчивой, регуляторы обязывают банки учитывать и предупреждать риски в своей деятельности. Это включает предупреждение коррупции, оборот инсайдерской информации, сбор информации о контрагентах, рисковый анализ сделок и операций и так далее. Важность комплаенса на Западе показал всемирный экономический кризис 2008 года, вызванный, в том числе, злоупотреблениями американских финансовых институтов. Одной из его причин называли слабость регулирования.
Во внутреннем контроле заинтересована не только власть, но и сами банки, ведь несоблюдение законов, инструкций и стандартов грозят применением санкций, потерей денег или доброго имени. "Комплаенс в России сейчас развивается в первую очередь в банковской сфере,– подтверждает Сергей Мешалкин, директор Департамента комплаенса Росбанка. – Ведь банкам особенно важно иметь безупречную репутацию". Еще одна причина – это нормативное регулирование института. Если в западных странах оно хорошо развито, то в России единственное упоминание комплаенс-риска содержится в Положении Банка России от 16.12.2003 № 242-П, которое касается внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, рассказывает Мешалкин.
Не только банки
Основная "целевая аудитория" для внедрения комплаенса в России – это в первую очередь субъекты финансового рынка, а кроме них – еще и крупные компании с международным участием или большим количеством сделок с иностранными лицами, говорит Роман Суслов из АБ "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". Различие в том, что для банков подобный контроль обязателен, их проверяют Центробанк и Росфинмониторинг, поэтому у них строгие, стандартизированные процедуры, рассказывает Суслов. У компаний ограничений нет, поэтому они могут более гибко подойти к организации контроля.
Начальник отдела комплаенс "Камаза" Виктор Спасов считает, что комплаенсом надо заниматься независимо от размера бизнеса, ведь соблюдать законы и принимать меры против коррупции должны все компании. Главный фактор развития нового инструмента – это госрегулирование, считает Спасов: "Когда каждую сделку могут проверить, это стимулирует, ведь никому не хочется рисковать репутацией или деньгами". Подробнее комплаенс-риски перечисляет Суслов из "КИАП":
- приостановление операций по счетам;
- выездные проверки;
- административные штрафы;
- дисквалификация должностных лиц;
- приостановление деятельности;
- аннулирование лицензии;
- признание сделок недействительными;
- ущерб деловой репутации и инвестиционной привлекательности.
Значительный опыт в комплаенсе приобрела компания "МТС", которую еще в 2000 году допустили на Нью-Йоркскую фондовую биржу, где сейчас обращается порядка 36 % акций, рассказывает директор департмента комплаенса МТС Юлия Ромашкина. По ее словам, это обязывает компанию соблюдать стандарты предоставления отчетности в Комиссию по ценным бумагам и биржам США и требования антикоррупционного законодательства Америки (Foreign Corrupt Practices Act 1977) и Великобритании (UK Bribery Act 2010). Сейчас департамент, который возглавляет Ромашкина, насчитывает 13 человек, кроме того, есть рабочая группа по комплаенсу, состоящая из президента и вице-президентов "МТС". Контроль пронизывает всю работу компании: условие о соблюдении требований комплаенса есть в трудовых договорах, а контрагенты подписывают антикоррупционные допсоглашения. Их проверяют по особым процедурам, ведь если партнер окажется вовлечен в коррупцию – это тоже риск. Помимо этого в сотрудниках воспитываются сознательность и внутренний морально-этический контроль. Ромашкина объясняет, почему комплаенс несет больше выгод, чем издержек:
На первый взгляд, в российских реалиях система может показаться слишком громоздкой, ведь она влечет операционные расходы для бизнеса. Но мы считаем, что ориентация на западные антикоррупционные стандарты не только дает моральные преимущества, но и повышает эффективность бизнеса. Если он ведется прозрачно, это работает на репутацию, которая сама по себе является ценнейшим активом. Но стоит иметь в виду, что комплаенс дает эффект, если заниматься им всерьез, а не формально.
В качестве примера действия комплаенса Мешалкин из "Росбанка" приводит установление корпоративных стандартов о дарении или принятии подарков сотрудниками в ходе работы. "Если они знают эти правила, снижаются риски коррупционных нарушений и ущерба для репутации", – поясняет он. "В "Камазе" в особом порядке рассматриваются закупки у посредников," – приводит еще один пример Спасов.
Как организовать работу
У компаний есть два способа организовать комплаенс. Можно распределить обязанности между департаментами или сотрудниками, которые обслуживают текущую деятельность организации. Зачастую основная работа ложится на плечи штатных юристов. В этом случае главное – четко распределить обязанности и наладить взаимодействие между сотрудниками, советует Суслов.
Но все-таки, если есть возможность, лучше поручить комплаенс отдельному сотруднику или специальному подразделению, настаивает юрист "КИАП". Это не только подчеркнет важность такого контроля, но и поможет обеспечить объективность и независимость работы. Ее нельзя недооценивать, потому что рядовые отделы выполняют бизнес-задачи, что само по себе означает комплаенс-риски, говорит Суслов.
Его слова подтверждает исследование PWC минувшего года ("State of Compliance survey 2015"). В нем содержатся такие выводы:
Юристы компаний занимаются в первую очередь защитой бизнеса, что может входить в противоречие с принципами открытости и прозрачности работы. Как указал один из респондентов PWC, он должен быть уверен, что "юридические риски снижаются не в ущерб комплаенсу".
Самый очевидный способ решения этой проблемы – обособить контрольную функцию.
И все-таки юристы
Но для большинства компаний отдельное подразделение комплаенса – это все-таки роскошь. Чаще он входит в структуру юридического отдела, говорит Мария Хандрос, старший консультант Hays. По ее словам, еще 3-4 года назад практиков в области комплаенса было немного, а теперь с этим явлением так или иначе сталкиваются большинство юристов из крупных международных компаний. По наблюдениям Кирилла Бахтигараева, консультанта хедхантинговой компании Cornerstone, спрос на работников в этой сфере растет, при этом работодатели чаще всего интересуются "универсалами", у которых комплаенс – одно из направлений деятельности. Самих таких специалистов не так уж много, поэтому их "стоимость" на рынке труда выше по сравнению с обычными юристами. Как утверждает консультант Cornerstone, средняя зарплата хорошего Legal and compliance менеджера может составлять от 200 000 до 300 000 руб.
Чаще всего для работы в сфере комплаенс требуется опыт юридической работы, реже – финансовой, говорит Хандрос. Грамотному, современному юристу по силам с нуля освоить это направление, хоть у него и есть своя специфика, уверен Бахтигараев. Он перечисляет такие специальные навыки юриста в сфере комплаенса:
- опыт контроля за соблюдением законодательства и внутренних процедур компании (конфликты интересов, этический кодекс, антикоррупционные меры);
- знание иностранного законодательства (FCPA, UK Bribery);
- умение находить общий язык с сотрудниками из разных отделов, объяснять им правила, нормы и этику ведения бизнеса.
Список продолжает Суслов из "КИАП":
- системный подход к вопросу о потенциальных рисках, ведь комплаенс не ограничивается одной отраслью права;
- познания в области управления рисками, теории вероятностей, статистики.
Специалист в сфере комплаенса должен хорошо понимать бизнес-процессы компании, чтобы наладить такое регулирование, которое не слишком обременяет бизнес, но обеспечивает его безопасность, считает Спасов из "Камаза". Он объясняет значение института с помощью аналогии с дорожным движением:
Комплаенс в целом – это такая же превентивная мера, как ремень безопасности или дорожные знаки. Водители получают права только после экзамена, а за нарушение правил их наказывают, однако аварий все равно много. В подобных условиях действует и комплаенс, цель которого – предусмотреть превентивные меры и свести к минимуму саму возможность нарушения правил.