Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) временно отстранила семерых российских спортсменок от участия во всех соревнованиях под своей эгидой. Таким образом, Елена Соболева, Татьяна Томашова, Юлия Фоменко (все — бег на 1500 метров), Дарья Пищальникова (метание диска) и Гульфия Ханафеева (метание молота) лишились возможности выступить на Олимпийский играх в Пекине. Кроме них, дисквалификация грозит Светлане Черкасовой (бег на 800 метров) и Ольге Егоровой (бег на 5000 метров). Причиной послужило несовпадение ДНК в анализах допинг-проб, взятых в 2007 году.
Это решение может лишить сборную России нескольких медалей в принципиальном соперничестве в общекомандном зачете с США и Китаем. От действующей чемпионки мира в закрытых помещениях Елены Соболевой специалисты ожидали две золотых медали. Ведь она на данный момент владеет лучшими в мире результатами сезона в беге и на 800 м, и на 1500 м. Одну из медалей высшей пробы должна была брать и действующая чемпионка Европы Дарья Пищальникова: у нее лучший результат года в метании диска. Кроме того, за медаль вполне могли побороться Гульфия Ханафеева, которая в прошлом году владела мировым рекордом в метании молота, а также Татьяна Томашова, ставшая в 2003 и 2005 годах чемпионкой мира, а в 2006-м чемпионкой Европы в беге на 1500 м. Перспективная Юлия Фоменко, в свою очередь, вполне могла преподнести сюрприз на своей дистанции.
Обычно в таких случаях российские чиновники ограничиваются громкими заявлениями о всемирном заговоре против России, чем провоцируют международные организации на применение к спортсменам максимальных мер наказания. Похоже, не станет исключением и нынешний скандал.
Генеральный секретарь Всероссийской федерации легкой атлетики Владимир Усачев вчера уже успел заявить о политической подоплеке, которую он усмотрел в попытке IAAF раздуть допинговый скандал в отношении российских спортсменок. Усачев отметил, что в IAAF пробы проводились регулярно в течение всего года и спортсменок разу не обвинили ни в употреблении допингов, ни в подлоге проб. «Я считаю, что Международная федерация специально подгадала сроки, чтобы не допустить девочек к Олимпийским играм по причине расследования! А в итоге скандал замнется, когда спортсменки не поедут в Пекин!» — возмущался Усачев.
К сожалению, не стала ждать итогов судебного разбирательства и бегунья Елена Соболева. Она убеждена, что у международной федерации нет убедительных оснований для ее отстранения, а всю эту историю назвала провокацией, «которая устроена специально для того, чтобы убрать перед самой Олимпиадой ее потенциальных медалисток». Впрочем, Соболева сумела проявить необходимое хладнокровие и не стала подавать протест непосредственно перед началом Игр. «Поскольку на первый план я ставлю интересы всей нашей легкоатлетической команды в целом, я принимаю требование IAAF о своем отстранении, не принимая ее обвинения». Это позволит легкоатлетической сборной России в нормальных условиях подготовиться к стартам и избежать лишних проверок.
На сегодняшний день очевидно, что до начала Олимпийских игр не осталось никакой возможности для оправдания спортсменок. В этой связи особое значение получает решение вопроса о причинах происшедшего.
Сами спортсменки не представляют как можно подменить пробу при нынешних мерах безопасности. «С учетом всех современных строгостей допинг-контроля, с учетом того, что от начала и до конца процедуры мы находимся под контролем допинг-офицера, просто физически невозможно провести какие-то манипуляции с пробой», — уверяет в интервью Eurosport Соболева.
Полностью отвергает версию о подмене и Дарь Пищальникова: «Посудите сами: во время сдачи пробы комиссар Всемирного антидопингового агентства (WADA) неотлучно находится с вами. Он не просто проверяет одежду, чтобы вы не пронесли запрещенных предметов, но даже, извиняюсь, следит, как моча покидает ваше тело и наполняет баночки. Как в такой ситуации можно что-то подменить?» — передают «Известия» удивление дискоболки.
Однако слова спортсменок опровергает председатель исполнительного совета Российского антидопингового агентства Вячеслав Синев: «Я не считаю, что подменить допинг-пробы нереально, теоретически это можно сделать на нескольких этапах». Кроме того, в интервью «Советскому спорту» он косвенно возложил всю вину за происшедшее на самих спортсменок: «На соревнования выезжают два офицера (от РосАДА ), которым спортсмен сдает закрытую пробирку. После этого подменить трудно, потому что для этого придется ломать крышку». Другими словами, если факт подмены подтвердится, то, по мнению Синева, произвести ее могли только сами спортсменки.
Впрочем, обоснованность самого проведения такого рода экспертизы вызывает сегодня большие сомнения. Начальник отдела медицинского, научного и антидопингового обеспечения Росспорта Александр Деревоедов обращает внимание, что тесты ДНК во взятых анализах допинг-проб — абсолютно новый вид тестирования в рамках существующих процедур допинг-контроля. Они проводятся на уровне международного спорта лишь с этого года. «Но в том-то и дело, что сама процедура взятия тестирования на ДНК нигде особо не прописана — ее нет даже в Кодексе WADA (Всемирного антидопингового агентства)… Там нет никаких четких инструкций на этот счет», приводит слова Деревоедова «РБК-Спорт». Никогда еще в истории мирового спорта не было решений о дисквалификации, принятой на основе причины несовпадения ДНК в анализах взятых допинг-проб. А значит, решение IAAF вполне может быть признано ошибочным.
Непродуманным и не до конца обоснованным называет действия IAAF и президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев. Причем он не обвиняет международную федерацию в антироссийском заговоре, а опасается негативных последствий для всей структуры международных отношений в мире легкой атлетики.
"Решение IAAF нанесло большой вред и сборной России, и ВФЛА, и самой IAAF, — считает Балахничев. — Технический вопрос о подозрении россиян в нарушении антидопинговых правил перенесен в плоскость скандала в связи с предстоящими Олимпийскими играми. В любое другое время ажиотаж вокруг этой ситуации был бы гораздо меньше, и у нас было бы время разобраться в том, что происходит, а у спортсменок — оправдаться".
Балахничев уверен, что IAAF не имеет веских доказательств того, что именно спортсмены произвели подмену, что может пошатнуть авторитет организации.
Можно предположить, что в истории с отстранением российских легкоатлеток от Олимпиады нет вины ни самих спортсменок, ни их тренеров, ни даже врачей. В принципе, пока дело не проиграно, нельзя в полной мере обвинять и спортивных чиновников за то, что они не сумели предотвратить появления таких обвинений перед самым началом Игр. К сожалению, по всей видимости, винить спортсменки и их болельщики могут лишь непрописанные законы антидопинговых нововведений, а также несогласованность действий международных организаций.
