По данным DSM Group, фармацевтический рынок в 2015 году демонстрировал противоположный тренд росту курса доллара и евро: чем выше стоила валюта в рублевом выражении, тем ниже был прирост фармацевтического рынка к аналогичному периоду 2015 года. Низшей точки рынок достиг в 4 квартале 2015 года, когда показатели даже в стоимостном выражении были ниже, чем в 4 квартале 2014 года. На фоне рецессии аналитики Право.ru оценили судебную нагрузку на лидеров рынка и исследовали, с кем они судились последний год.
Крупнейшие иски по фарма-дистрибьютерам
Аналитики Право.ru проанализировали в системе для юристов Casebook статистику судебных исков крупнейших по выручке за 2015 год компаний-фармдистрибьютеров и аптечных сетей с мая 2015 года по июнь 2016 года. Исследовались только административные и гражданские дела, в которых компании выступали или истцом, или ответчиком.
Судебная нагрузка на дистрибьютеров примерно в 4 раза превышает общую сумму исков аптечных сетей, что вполне сопоставимо с масштабами бизнесов этих компаний.
Cитуация с судами в области фарминдустрии и аптечного бизнеса весьма специфическая и не похожая на другие отрасли. "Аптечные сети, к которым вынуждены предъявлять иски производители и дистрибьюторы, часто существуют в виде большого количества юридических лиц" – говорит генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Соответственно, судебную работу приходится вести с каждым юридическим лицом по отдельности.
Среди компаний-дистрибьютеров самая высокая судебная нагрузка у компании "Сиа Интернейшнл" – 11,5 млрд рублей или 53% от общей суммы исков представленных на графике компаний. На второй строке – ГК "Протек" (4 млрд руб.) и замыкает тройку лидеров НПО "Катрен" – 2,2 млрд рублей.
"Текущая история с "СИА Интернейшнл" фактически является результатом и отражением того, что происходило с компанией в последние годы" - говорит директор по развитию Аналитическая компания "АРЭНСИ Фарма" Беспалов Николай. После ухода из жизни основателя компании, да и в последние годы его жизни, менеджмент заключил большое количество соглашений о поставке, в рамках которых контрагенты в условиях кризиса не смогли (или не захотели) выполнить свои обязательства по платежам. Были ли такие контракты между дистрибьютором и покупателем результатом просчётов менеджмента или следствием злого умысла судить сложно, предполагать можно и то и другое. Вероятно, когда основатель компании не смог уделять должного внимания операционным процессам в бизнесе, менеджмент просто формально выполнял предлагаемые KPI, оборот раздуть дело не хитрое, гораздо сложнее потом собирать долги.
В таблице по крупнейшим искам также по количеству исков лидирует ЗАО "Сиа Интернейшнл". Первую и третью строчки занимают ее иски с АО КБ "Глобекс" (дело А40-214565/2015) и ПАО АКБ "Российский Капитал" (дело А40-82662/2016) о взыскании задолженности по кредитным договорам. На втрой строке – иск АО "Гриндекс" против ЗАО "ФармФирмы "Сотекс", входящей в ГК Протек (дело А40-133147/2016). "Не так давно в "Сиа Интернейшнл" пришла новая команда управленцев и первое, что они начали делать - приводить ревизию работы финансовой службы» - говорит директор по развитию Аналитическая компания "АРЭНСИ Фарма" Беспалов Николай. "На одном из этапов решили вопрос с кредиторами самого дистрибьютора, дальше "дело за малым" – собрать долги с контрагентов, которым поставлялся товар. В ряде случаев этот вопрос без обращения в суд решить практически невозможно".
Судебная нагрузка на аптечные сети
В количественном выражении больше всего исков связано с взысканием задолженности по договорам поставки. "Сейчас подобным образом дела обстоят у многих российских оптовиков", - соглашается директор по развитию Аналитическая компания "АРЭНСИ Фарма" Беспалов Николай. - В период кризиса проблема просроченных товарных кредитов всегда выходит на первое место и сейчас почти все крупные дистрибьюторы так или иначе с этим сталкиваются. СИА просто в силу собственных масштабов и в силу того, что проблемы с управлением компании начались задолго до экономического кризиса сейчас опережают других дистрибьюторов по количеству обращений в суды.
Лидером по объему суммы исков стала Аптечная сеть 36,6 – 3,1 млр рублей. На второй строчке аптеки А5 – 1,3 млрд рублей, на третьем месте оказался Доктор Столетов – 1,1 млрд рублей. "36,6 вывела взаимодействие с кредиторами в публичную плоскость и, по моему мнению, эффективно использовала принцип "разделяй и властвуй", - считает генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. - В результате эта сеть добивалась больших уступок от различных кредиторов – как банков, так и поставщиков. В настоящее время она из-за серии поглощений (A.V.E., А5 и др.) имеет наибольшую оборонительную судебную нагрузку.
При этом наметилась негативная тенденция, когда в некоторых судах используется недобросовестная, по мнению истцов, тактика – заявления о фальсификации доказательств (документов по поставкам), хотя сотрудничество насчитывает долги годы. Параллельно идут предложения простить часть суммы долга, что вызывает возмущение дистрибьюторов, которые более активно ведут судебную работу и обращаются за альтернативными вариантами работы с долговыми проблемами (корпоративное коллекторство с угрозой публичного PR-сопровождения и т.д.).
Практически все крупнейшие иски аптечных сетей связаны с договорами поставок. "При работе с долгами на фармрынке кроме юридических инструментов нередко используются экономические схемы – поглощение за долги и т.д.", - отмечает генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Все требует юридического оформления и нередко выливается в дополнительные суды. Вместе с тем, аптеки и дистрибьюторы – это весьма специфичный бизнес и банки не особо стремятся получать такие проблемные активы. В этом плане весьма интересна ситуация с сетью А5 и скупавшим ее Московским кредитным банкам Романа Авдеева. Сейчас весьма интересна позиция МКБ по поводу долгов объединенной сети A.V.E., 36,6 и А5".
Количество исков к аптечным сетям будет расти как со стороны поставщиков, так и банков будет расти. Из-за неэластичности спроса на лекарства все негативные для фармрынка последствия пока не очевидны.