В каждой профессии есть свои стандарты, соблюдение которых обязательно для всех. ФПА предложила ввести такие же для адвокатов, осуществляющих защиту по уголовным делам. Защитники эту инициативу поддержали и одобрили. Самым революционным нововведением эксперты "Право.ru" назвали данную адвокату возможность выйти из процесса, чтобы защитить права подзащитного.
Около года назад в Федеральной палате адвокатов появилось новое подразделение – Комиссия по стандартам этики (см. "Просто монополия нами не переварится"). Одним из первых и самых важных ее проектов стало создание "Стандарта участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве", который ФПА сегодня вынесла на общественное обсуждение.
В предисловии к документу сказано, что он включает "минимальные требования, которые необходимо соблюдать адвокату-защитнику при выполнении профессиональных обязанностей". Как рассказала "Право.ru" Светлана Володина, вице-президент Федеральной палаты адвокатов, это и было целью разработки стандартов. "Защита – это наша основная деятельность, мы здесь – монополисты, – пояснила Володина. – Поэтому у каждого должно быть единообразное понимание того, каков минимальный обязательный объем услуг адвоката, как он должен и не должен действовать, особенно если речь идет об адвокатах по назначению". По ее словам, в квалификационные комиссии адвокатских палат нередко поступают жалобы от подзащитных, которые уверены: юридическую помощь им оказали некачественно, не в полном объеме. До сих пор этот самый объем унифицирован не был, но стандарт позволит это сделать. "При этом наша задача – не привлекать адвокатов к дисциплинарной ответственности, а научить действовать правильно", – уточнила Володина. И если опытные защитники и так неукоснительно соблюдают предложенные стандарты, то для адвокатов-новичков они могут стать своеобразным "учебником". С этим согласился Антон Соничев, адвокат бюро "Деловой фарватер": "Маловероятно, что этот документ поменяет что-либо в работе адвоката. Он содержит минимальные требования, которые необходимо соблюдать адвокату-защитнику при выполнении профессиональных обязанностей, которые все и так соблюдают. При этом данные требования основаны на нормах действующего законодательства, ненормативных актах и сложившейся практике".
Как оценивают инициативу адвокаты?
Несмотря на то, что после публикации стандарта прошло всего несколько часов, Володина сообщила о том, что на него уже поступают положительные отзывы от членов адвокатского сообщества. "Наверное, это самый важный стандарт для работы адвокатов, мы его очень ждали, и я довольна результатом, – говорит вице-президент ФПА. – Детали же мы будем обсуждать и доводить до совершенства".
Эксперты "Право.ru" – адвокаты – также поддерживают стандартизацию своей работы. Александр Забейда, партнер АБ «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры», считает, что принятие стандартов участия адвоката в уголовном процессе сегодня не просто актуально, а скорее стало жизненно необходимо для адвокатов, практикующих по уголовным делам. "В настоящее время в этой сфере накопилось достаточно много старых проблем, которые действующим законодательством урегулированы не были, либо их регламентация не была детальной", – говорит он.
"Комментируемый текст в целом оставляет положительное впечатление и свидетельствует об общении многолетней практики как самих адвокатов-криминалистов, так и дисциплинарной практики квалификационных комиссий адвокатских палат. Прежде всего «Стандарт» будет полезен начинающим адвокатам, а также самим подзащитным, которые хотят разобраться в основных нюансах, свидетельствующих о качестве поведения адвоката-защитника", – считает Павел Хлюстов, адвокат партнер "Борщевский и партнеры".
Александр Боломатов, адвокат, партнер юрфирмы "ЮСТ", считает, что стандарт станет внутренним кодексом для членов адвокатской корпорации, выработанным внутри корпорации, который определит требования к исполнению своих обязанностей адвокатами, допустимое и запрещенное для членов корпорации. "Данные стандарты разработаны, в том числе, по материалам многочисленных дисциплинарных производств в адвокатских палатах, где решались вопросы лишения статуса адвоката. Они же в таком унифицированном виде и с учетом комментариев будут применяться в будущих дисциплинарных производствах", – говорит он.
Лада Горелик, адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры», надеется, что стандарты ФПА породят определенность и стабильность разрешения тех или иных вопросов деятельности адвокатов, практикующих ведение уголовных дел. "В них могут быть однозначно разрешены некоторые дискуссионные вопросы, будет выработана более детальная регламентация порядка действий защитников в уголовном процессе в различных нестандартных ситуациях", –комментирует она свою точку зрения.
Анастасия Рагулина, директор Юридической группы "Яковлев и Партнеры", к.ю.н., доцент кафедры уголовного права МГЮУ им. О. Е. Кутафина, считает, что анализируемый стандарт позволит, с одной стороны, более четко регламентировать деятельность адвоката по уголовным делам, а с другой – защитить лиц, подвергшихся уголовному преследованию, от действий недобросовестных представителей правоохранительных органов и недобросовестных «защитников».
В свою очередь, Забейда перечислил ряд спорных вопросов документа. Например, защитнику вменяют в обязанность знакомиться с материалами дела в полном объеме или обязанность знакомиться с протоколами судебных заседаний. Нужно ли знакомиться с протоколом судебного заседания, если дело рассматривалось в особом порядке и подсудимый согласился с решением суда? Является ли дисциплинарным проступком, если адвокат в этом случае не исполнил требование стандартов? Или будет ли являться дисциплинарным проступком, если адвокат-защитник ознакомился с материалами дела не в полном объеме, но по его ходатайству дело было прекращено? На мой взгляд, нет, хотя обязанность сформулирована в документе весьма императивно. "В любом случае инициативу ФПА по наведению порядка в уголовной адвокатуре я могу только приветствовать и, хотя разного рода "шероховатости" документа все же имеются, уверен, что их можно будет разрешить в ходе процесса его принятия", – считает адвокат.
По словам президента ФПА Юрия Пилипенко, окончательный вариант стандартов утвердят в апреле будущего года на Всероссийском съезде адвокатов, активное обсуждение состоится 9 декабря этого года на конференции, куда съедутся адвокаты со всей России.
По назначению
В ФПА подсчитали, что основной статьей дохода 70% российских адвокатов является оказание юридических услуг по назначению суда и следствия. Нередко защитники подходят к своей работе формально, например, закрывая глаза на нарушения, допущенные следователями. Александр Боломатов, адвокат, партнер юрфирмы "ЮСТ", говорит о том, что предложенный ФПА регламент поможет исправить это положение. Как минимум подзащитные смогут точно понимать объем оказываемых им услуг. "Вместе с эффективной системой привлечения адвокатов к ответственности за неисполнение стандартов это повлечет значительный рост доверия клиентов к адвокатской корпорации и повысит доверие к профессии адвоката в целом", – уверен он. Кроме того, документ повлияет и на отношение к адвокатам представителей правоохранительной и судебной систем. "Суды и следственные органы будут понимать, что адвокат – не номинальная фигура в процессе, а лицо, обязанное предпринимать действенные шаги по защите своих клиентов. Это вынудит их соблюдать элементарные требования процессуального закона", – комментирует Боломатов.
"Отсутствие стандартов порождало ряд неопределенностей в исполнении адвокатами своего долга. В первую очередь возникали вопросы к деятельности адвокатов про назначению, которые зачастую подходили к своим обязанностям формально, а иногда и явно вредили своим подзащитным, – соглашается с коллегой адвокат Алексей Михальчик. – При наличии четких критериев качества юридической помощи, установленных данным документов, нетрудно правильно оценить работу таких защитников".
Так, в предложенных стандартах говорится, что адвокат по назначению вправе принять на себя поручение по защите подозреваемого или обвиняемого, если ранее приглашенный ими адвокат по соглашению не явился в течение 24 часов с момента фактического задержания или помещения под стражу. Причем именно адвокат должен уведомить задержанного (заключенного под стражу) о возможности в течение суток заключить соглашение с иным защитником. Если подзащитный делать этого не намерен или его адвокат не может прибыть в течение суток, защитник по назначению может вступить в уголовное дело до истечения этого срока. Назначенный адвокат не может приступить к работе против воли подзащитного, если у него уже есть защитник по соглашению или назначению, за исключением случаев, когда тот в течение пяти суток не может принять участие в запланированных следственных, процессуальных действиях или в судебном заседании. Но даже в этом случае обвиняемый или подсудимый вправе письменно отказаться от адвоката. Если такое заявление будет удовлетворено, защитник должен отказаться от работы, при оставлении его без удовлетворения – обжаловать это решение, но продолжить участие в уголовном деле. Адвокат не может перестать оказывать помощь клиенту в случаях, когда его участие в деле по закону обязательно, вплоть до назначения нового защитника.
По соглашению
Нередко адвокаты, вступающие в уголовное дело по соглашению, подписывают его не с самим подзащитным, а с кем-то из его близких, действующих по доверенности. Стандарты жестко регламентируют отношения защитника и третьих лиц, выступающих доверителями.
Так, соглашение должно быть заключено для "очевидной выгоды и пользы подзащитного". А после его подписания адвокат при первой возможности обязан получить от фигуранта по уголовному делу, которого он защищает, письменное согласие на получение им юридической помощи. Причем это обязательно, даже если подзащитный фактически принял помощь адвоката, например, участвует с ним в следственных и процессуальных действиях. Если такого одобрения защитник не получил, он должен устраниться от участия в деле.
При этом, несмотря на то, что соглашение с адвокатом заключают, например, родственники подсудимого, позицию и тактику защиты он должен согласовывать не с ними, а непосредственно с подзащитным. Более того, без поручения или согласия подзащитного он не имеет права сообщать доверителям эту информацию, не нарушив адвокатской тайны.
Говорится в документе и о том, что круг полномочий и обязанностей защитника может не ограничиваться соглашением, если оно нарушает УПК или законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. Например, заключено в объеме, не предполагающем оказание помощи подзащитному на протяжении конкретной стадии уголовного производства. Исключение из этого правила – процедуры, которые не предполагают исполнения адвокатом функций по защите клиента (участие в разовых следственных или оперативных действиях, консультация подсудимого по месту содержания, изучение материалов дела и анализ тактики защиты и пр.).
Самостоятельность адвокатов
По словам вице-президента ФПА Светланы Володиной, нередко адвокаты-новички делают ошибки именно при определении границ своей самостоятельности, как защитников. Стандарт исключает спорные трактовки законодательства, давая четкую схему действий. Указывает, что изменять ранее сформированную позицию и тактику по делу и совершать юридически значимые действия адвокат, как правило, может только по согласованию с подзащитным.
Если у него нет возможности или времени на то, чтобы выяснить позицию подзащитного, а решение нужно принять немедленно, "защитник действует самостоятельно, исходя из своего внутреннего убеждения и собственного понимания интересов подзащитного, с последующим уведомлением подзащитного об их совершении". Также адвокат принимает самостоятельные решения, когда позиция подзащитного, "в силу его психических недостатков", противоречит его законным интересам или когда тот находится за пределами РФ или просто уклоняется от явки в суд. В этом случае адвокат должен "честно, разумно, добросовестно, принципиально исполнять процессуальные обязанности, активно защищать права, свободы и интересы подзащитного" и не совершать действий, которые могут нарушить или поставить под угрозу его права и интересы. "Данные моменты основаны на сложившейся практике и четко не прописаны в нормах и требованиях законодательства, поэтому будут полезны начинающим адвокатам, у которых мало опыта", – комментирует Антон Соничев, адвокат бюро "Деловой фарватер".
Когда адвокат может уйти
В п. 7 ст. 49 УПК сказано, что адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого. "Если соглашением не закреплено иное" и "кроме случаев, указанных в законе", уточняет стандарт. Согласно документу, адвокат должен исполнять функции защитника до вынесения итогового акта по делу, включая, при необходимости, подготовку и подачу апелляционной жалобы. В обязательном порядке адвокат должен обжаловать приговор, которым подзащитный осужден на пожизненное заключение. Если осужденный отказывается идти в апелляцию, защитник все равно вправе подать жалобу, "в зависимости от конкретных обстоятельств дела". Например, если уверен, что подзащитный себя оговаривает.
Интересными экспертам показались положения ст. 13 стандарта, в которой перечислены исключительные случаи выхода адвоката из дела. Например, он может самоустраниться, если подзащитный заявил, что отказывается от помощи адвоката, а следователь или судья не принимает решения по этому ходатайству или препятствует возможности согласования позиции стороны защиты. Также защитник вправе отказаться от участия в следственном (процессуальном) действии или судебном заседании и покинуть место его проведения, если следователь (дознаватель) или судья "грубо нарушает закон и иным образом существенно нарушает действующее законодательство". При этом степень подобного нарушения, по убеждению защитника, должна подрывать "базовые принципы и назначение уголовного судопроизводства, делая невозможным разумное, добросовестное и квалифицированное выполнение обязанностей защитника по защите прав и интересов подзащитного". Как правило, перед тем, как выйти из процесса адвокат сообщает об этом клиенту. Такие "экстренные" действия не считаются нарушением прав подзащитного, поскольку дальнейшее участие адвоката, "по сути, легитимизирует нарушение его прав". "Весьма важными, практически революционными, являются пункты, ст. 13 [стандарта], которая рассматривает демарш с самоустранением адвоката из процесса, как крайнее средство защиты прав своего доверителя", – комментирует адвокат Алексей Михальчик. Согласна с ним и Лада Горелик, адвокат, управляющий партнер КА «Горелик и партнеры». "Полагаю, что реализация защитником права, указанного в ст. 13 [стандарта] являлась бы одним из методов борьбы адвокатов с незаконными действиями следственных и судебных органов, которые, как показывает практика, в настоящее время часто вообще не воспринимают аргументы защиты, отказывая в удовлетворении законных и обоснованных ходатайств, жалоб, заявлений, чем грубо нарушают базовые принципы закона", – говорит юрист.
В предложенной версии документа ФПА заявляет об активной позиции адвокатских палат при недопущении или выходе адвоката из уголовного процесса. Так, например, наряду с основаниями, предусмотренными законодательством, адвокат не может участвовать в уголовном деле, если при его назначении защитником нарушен порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, определяемый адвокатской палатой субъекта РФ. Также там говорится и о том, что если защитник отказался участвовать в следственном или ином процессуальном действии, покинул место его проведения, отказался от участия в судебном заседании, а также отказался от принятой на себя защиты по делу либо приостановил принятую на себя защиту, он обязан незамедлительно сообщить об этом в Совет адвокатской палаты.
Корпоративная солидарность
Стандарты направлены не только на защиту прав подсудимых и их защитников, но и на укрепление "цеховой солидарности" адвокатов. Например, они обязывают защитника, вступившего в уголовное дело, в разумный срок известить об этом других адвокатов того же подсудимого. Если же у юриста есть основания предполагать, что отвод прежнего защитника был незаконным (в том числе, если он связан с принудительным отказом подзащитного от адвоката), он обязан немедленно уведомить того о своем назначении. Анастасия Рагулина, директор "Яковлев и партнеры", назвала этот пункт "интересным и заслуживающим внимания". Напоминает стандарт и о том, что если у подсудимого несколько защитников, им, как правило, необходимо согласовывать принимаемые юридически значимые решения и действия, совершаемые в интересах подзащитного, и, в любом случае, информировать о них других защитников.
Ознакомиться с полным текстом "Стандарта участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве" можно здесь.
А поучаствовать в опросе и высказать свое мнение о документе можно тут.