ПРАВО.ru
Актуальные темы
29 июня 2009, 19:42

Ретейлеров накажут за наценки

Ретейлеров накажут за наценки
Председатель правительства Владимир Путин в "Перекрестке"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начинает расследование в отношении формирования розничных цен на отдельные группы товаров в торговых сетях.

Об этом заявил в телепередаче «Вести недели» заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров.

«Мы выяснили, что в настоящий момент в ряд сетей соусы, например, могут быть поставлены только через четырех посредников и никак напрямую, с накруткой цен примерно 45 процентов. Все это содержит признаки сговора», — добавил Кашеваров.

Кашеваров сообщил, что ФАС составила алгоритм, по которому будет проводиться расследование, и если это подтвердится, будут возбуждены дела.

Если расследование ФАС подтвердит, что торговые сети нарушают закон «О конкуренции» и действительно находятся в ценовом сговоре, то, согласно существующему законодательству, таким продуктовым ретейлерам грозит штраф в размере от 1 до 15 процентов от оборота за предшествующий год.

Правда антимонопольщики уже заявили, что планируют отказаться от применения оборотных штрафов в сфере розничной торговли. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, ведомство предлагает установить в проекте закона «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» для розничных торговых сетей фиксированный штраф до одного миллиона рублей.

Законопроект

Одновременно с ФАС вопросом ценообразования в торговых сетях заинтересовались в Белом доме. Неделю назад состоялась встреча Владимира Путина с главами думских фракций. В ходе нее премьер-министр заявил о необходимости устранения перекосов, связанных с высокими наценками, при принятии закона «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ».

«Перекосы должны быть устранены: в среднем наценка торговая в некоторых предприятиях на отдельные виды товаров достигает 55, 100 процентов — это перебор», — заявил Путин.

В связи с этим лидер «Единой России» Борис Грызлов уверял премьер-министра, что в законопроект нужно включить возможность государства устанавливать максимальную торговую наценку, тогда это будет закон прямого действия.

«Это даст импульс для повышения закупочных цен производителей, то есть мы сможем убить двух зайцев — понизить конечные цены и повысить закупочные», — пояснил Грызлов. «Убить и направить в торговую сеть для реализации», — отшутился Путин.

Премьер напомнил, что в настоящее время и депутаты, и профильные министерства предложили свои варианты проекта закона о торговле. «На мой взгляд, оптимальным будет сочетание и того, и другого подходов. Мне кажется, даже с упором на то, что разработано депутатами Госдумы», — сказал Путин. Он подчеркнул, что принятие закона направлено на стимулирование производства.

«Речь идет о создании равных условий для развития всех форм торговли, формировании цивилизованных стандартов взаимодействия по всей цепочке — от производства сельхозпродукции до переработки и продажи потребителю», — сказал Путин. В конечном счете, подчеркнул он, от этого должны выиграть и бизнесмены, и покупатели, то есть все граждане РФ.

Премьер также сообщил, что закон о торговле в ближайшее время будет направлен в Государственную думу. Ожидается, что новый закон будет рассмотрен уже на осенней сессии Госдумы.

Проект закона о торговле чиновники пишут с 2007 года. Изначально тему курировало Министерство экономического развития и торговли, но в прошлом году, после реорганизации правительства работа над документом вместе с функцией регулирования торговли была передана в ведение Министерства промышленности и торговли. Последнему Путин 24 июня поручил в 10-дневный срок внести в правительство окончательную версию документа — с учетом предложений «Единой России».

История вопроса

Ранее ФАС уже заявляла, что в торговых сетях в розничную цену товара закладываются не только его себестоимость и торговые наценки, но и всевозможные бонусы, которые поставщики платят торговым сетям за реализацию товара, а также товарные кредиты ретейлерам. Проведя в марте опрос производителей ФАС выяснила, что розничные сети в текущем году усилили ценовое давление на своих поставщиков, и разнообразные "сборы" доходят до астрономических цифр.

«Учитывая, что торговая наценка сетей на товары составляет минимум 10-15 процентов, а на многие товары средняя наценка составляет 30-40 процентов, то, даже исходя из минимального уровня торговой наценки, суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20 до 60 процентов», — отмечала ФАС.

В конце апреля президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) поддержал ФАС в деле о сговоре между торговыми сетями, что выразилось в навязывании поставщикам невыгодных однотипных по содержанию ценовых и неценовых условий. В доказательство факта сговора ряда компаний (в том числе ЗАО «Тендер» — сеть магазинов «Магнит», ООО "Фирма «Омега-97» — «Патэрсон», ЗАО ТД «Перекресток» и ООО «Оптовик») управление ФАС предоставило в суды информацию, что договоры, составленные компаниями, имеют схожие условия об оплате различного рода услуг, о всевозможных взносах, вознаграждениях и скидках. Президиум ВАС отменил решения нижестоящих судов, которые посчитали неправомерными претензии управления ФАС по Республике Татарстан к компании «Ак Барс Торг» и другим крупным ритейлерам, и отправил дело на новое рассмотрение.

Поводом для обсуждения в правительственных кругах проблемы торговых наценок стал визит Путина 24 июня в магазин «Перекресток», расположенный в Крылатском. С одной стороны, премьер остался доволен изобилием товаров, представленных на полках магазина. Однако, в то же время, выразил свое негодование слишком высоким уровнем наценок: в частности, Путин отметил, что охлажденная свинина продается почти со 120-процентной наценкой. «Трудно представить себе ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торговая наценка на товар в 70 с лишним процентов. Это перебор», — заявил премьер.

Перспективы

Ретейлеры опасаются санкций ФАС. Представители крупнейших торговых сетей попросили ведомство предупреждать о намерениях предъявить розничному продавцу штраф. По словам генерального директора и основателя торговой сети «Магнит» Сергея Галицкого, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства могут достигать 15 процентов от оборота нарушителя. «Даже четыре процента штрафных выплат могут убить розничную сеть», — полагает Галицкий.

Напомним, однако, что в конце 2008 года ФАС рекомендовала своим региональным подразделениям учитывать кризисную экономическую ситуацию и ввести при расчете понижающий коэффициент, который мог бы уменьшить сумму штрафа вдвое, но при этом устанавливалось, что штраф не может быть менее одного процента от суммы годовой выручки.

Еще более неопределенно выглядит ситуация с законом о торговле. Будет ли проект внесен на рассмотрение в Госдуму через десять дней, и какой вид, в итоге, он примет предсказать пока никто не решается. Сейчас лишь известна последняя версия документа, которая учитывает требования ФАС по порогу доминирования сетей на рынке: хозяйствующий субъект может быть признан доминирующим, даже если его доля ниже 35 процентов.

Однако и в ходе состоявшегося недавно обсуждения производители вновь просили о закреплении нормы в 25 процентов порога доминирования сетей на локальных рынках. Кроме того, Министерство сельского хозяйства РФ ранее выходило с инициативой вписать в проект документа норму государственного регулирования торговой наценки на важнейшие продовольственные товары. Однако позже министерство отказалось от этого требования в связи с подписанием в апреле соглашения о разработке Кодекса добросовестных практик, который будет учитывать достижение договоренностей между продавцами и поставщиками о сбалансированных ценах.

На лучший исход позволяет надеяться, ставшая в последнее время популярной, привычка ориентироваться на западный правовой опыт. На всех развитых рынках торговая деятельность регулируется, либо через суды (англосаксонская система), либо через постоянно модернизируемое специальное законодательство (романо-германская система). В основе обеих систем лежат серьёзнейшие санкции в отношении торговых сетей в случае применения ими недобросовестной практики в сотрудничестве с поставщиками. Мы полагаем, что сегодня появилась хорошая возможность для того, чтобы пересадить на российскую почву принятую в цивилизованных странах систему торговых отношений.