ПРАВО.ru
Актуальные темы
8 августа 2008, 19:43

Грузия – Южная Осетия: неолимпийские игры

Грузия – Южная Осетия: неолимпийские игры
Армия Грузии

Все было продумано достаточно цинично, но исключительно верно. День открытия Олимпийских игр, когда внимание мирового сообщества обращено к Китаю, оказался удобным для начала маленькой и победоносной войны – Грузия нанесла удар по Южной Осетии. Никто не ожидал резкого обострения ситуации, ведь по традиции, которая уходит в глубь веков, на время Олимпийских  игр  прекращались войны, а враждующие стороны заключали перемирие. Но современные военные конфликты отличаются от войн прошлого особым презрением к человеческой жизни, нормам морали и права.

Как это было

Начало нынешнему грузино-осетинскому конфликту было положено в 1989 году. Причиной стал рост национального движения в Грузии.
Летом 1989 года Южная Осетия убедилась в нарастании национального движения в Грузии, что привело к необходимости ее перехода в состав России. Одновременно с этим  руководство Южной Осетии повысило статус автономной области, объявив ее автономной республикой.

В ответ на заявление осетинского руководства, Верховный Совет Грузии объявил о лишении Южной Осетии статуса автономной области. На фоне этих событий увеличивался рост числа преступлений против осетин на территории Грузии, в 1990-1991 годах они приняли массовый характер, после прихода к власти З.Гамсахурдиа.

Конфликт между Грузией и Южной Осетией перешел в военную стадию в 1991 году. Результатом вооруженных столкновений стало огромное количество жертв с обеих сторон. Действия завершились в 1992 году с введением миротворческих сил в зону конфликта.
Переговоры по урегулированию конфликта начались в 1994 году, а 16 мая 1996 года в Москве был подписан Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами конфликта. Далее последовало несколько встреч двух президентов Эдуарда Шеварднадзе (Грузия) и Людвига Чибирова (Южная Осетия). На встречах обсуждались пути урегулирования конфликта, Россия выступала посредником на переговорах.

Попытки урегулировать конфликт предпринимались ежегодно, однако напряженная обстановка в зоне конфликта ухудшалась с каждым днем. Вплоть до сегодняшнего момента попытки урегулирования конфликта мирным путем заканчивались неудачей.
Перед тем, как конфликт достиг критической массы, в его зоне уже были неоднократные потери среди мирного населения в результате диверсионных актов.

В июле 2008 года руководство Южной Осетии обвинило Грузию в подготовке силовой операции. В августе конфликт вновь перешел на военные рельсы.

В настоящее время, по словам жителей Цхинвали, «город уже сравняли с землей». Жители зоны конфликта просят помощи у российских властей.

Практически сразу после выступления президента РФ Дмитрий Медведева на заседании Совета безопасности, в помощь миротворцам в зоне грузино-югоосетинского конфликта направлено дополнительное подкрепление.

"Российским миротворцам, гражданам Российской Федерации, которые находятся на территории Южной Осетии и гражданам самой непризнанной республики будет оказана необходимая помощь. Безнаказанной гибели наших соотечественников и миротворцев мы не допустим. В регион в помощь миротворцам направлено дополнительное подкрепление, которое окажет помощь в прекращении кровопролития", — сообщается  в сообщении управления пресс-службы и информации Минобороны РФ.

Грузия: подготовка к удару (справка)

  • Большинство грузинских офицеров и простых военнослужащих прошли подготовку в США и Турции или обучались инструкторами из этих стран. По линии американских программ подготовки кадров прошли обучение более 8 тысяч грузинских военнослужащих. За последние 4 года военные расходы страны выросли в 30 с лишним раз, достигнув 9-10% ВВП (в России — 2,9%), а общий военный бюджет на 2008 год составляет почти $1 млрд. Среди стран, оказывающих такую помощь Тбилиси, — США, Турция, Болгария, Чехия, Израиль, Босния и Герцеговина, Сербия, Украина.
  • США выделили Грузии по программе "Предоставление военной помощи на военные нужды иностранным государствам" безвозвратных кредитов на сумму $40,6 млн.
  • Турция оказала грузинским силовым ведомствам финансовую помощь на сумму около $45 млн. Планируется, что Анкара поставит до 100 боевых машин; до 50 переносных ракетно-зенитных комплексов (ПЗРК) "Анза-2" пакистанского производства; катера типа "Кылыч-2"; ракетные катера типа "Доган"; два тральщика и два десантных корабля; систему раннего предупреждения о воздушном нападении и управления зенитными средствами SkyWatcher; 80 автоматов МР5 MTS A6; 1800 ручных гранатометов М-72, 2000 подствольных гранатометов, 10 млн патронов калибра 5,45, 160 пистолетов-пулеметов МР5А3, 25 тыс. комплектов снаряжения.
    Болгария планирует поставить 250 ракет к противотанковому ракетному комплексу "Фактория"; 50 тыс. снарядов к 122-мм гаубицам Д-30 и другую продукцию военного назначения.
  • Чехия, возможно, предоставит 10 самолетов L-159 "Alca"; 620 тонн боеприпасов (до 500 тыс. 7,62-мм патронов к снайперской винтовке СВДМ; до 350 тыс. 12,7-мм патронов к пулеметам ДШК; до 60 тыс. 12,7-мм патронов для устанавливаемых на вертолетах Ми-24 пулеметов; до 50 тыс. 30-мм снарядов для АГС-17/30; до 60 тыс. снарядов к пушке на БМП-2; до 50 ПТУР 9м114 "Штурм" для вертолетов Ми-24/35; до 1 тыс. НУР С-8КОМ для 20 ствольных блоков В8В20А.
  • Всего странами НАТО передано 175 боевых танков, 126 бронемашин, 67 артиллерийских орудий, 4 боевых самолета, 12 вертолетов и 8 боевых кораблей и катеров. К передаче готовится 100 бронемашин, 14 самолетов (из них 4 истребителя "Мираж-2000"), 15 вертолетов Black Hawk и 10 кораблей разных классов. (Известия)