Президент РФ подписал «антирейдерский пакет», который направлен на совершенствование механизма разрешения корпоративных конфликтов. По словам же председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, осенью в Госдуму планируется внести законопроект, в котором будет определено само понятие «рейдерство».
«Антирейдерский пакет»
Т.н. «антирейдерский пакет», по мнению экспертов, устранит благоприятные условия для ведения корпоративных войн.
Сегодня рейдеры, чтобы максимально осложнить жизнь своим противникам, подают целый веер исков в разные суды по одному и тому же делу с небольшими различиями в предмете иска или составе участников. Одновременно вынесенные судебные акты, даже если потом они будут оспорены, приводят к появлению новых собственников, новых органов управления юридического лица. Более того, одно и то же дело может рассматриваться как в гражданском суде, так и в арбитражном суде.
Однако теперь все корпоративные споры в ближайшее время будут переданы в арбитражный суд одному судье. Также будет установлен 14-дневный срок обжалования определений суда, и предусмотрено извещение лиц, чьи права могут быть затронуты. «Антирейдерский пакет» предусматривает ввод института коллективных исков и процессуального соучастия, который, по мнению экспертов, позволит более объективно рассматривать дела с участием многих акционеров. Помимо этого, суд теперь будет контролировать проведение повторных собраний акционеров, для которых требуется пониженный кворум — эта лазейка использовалась в большинстве рейдерских атак.
«В результате принятия закона у нас появились нормы административного права, позволяющие рассчитывать на оперативное реагирование в ситуации рейдерских атак… Сбалансированы нормы об ответственности эмитента и регистратора за несоблюдение правил ведения реестра акционеров — теперь ответственность распределяется поровну. Более того, регрессные требования о возмещении убытков могут быть предъявлены виновному в таких нарушениях», — рассказал «Российской газете» председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.
Особо высоко эксперты оценивают этот «пакет» в связи с закреплением термина «коллективный спор» в федеральном законодательстве.
К этой категории теперь будут отнесены споры, которые ранее не могли рассматриваться арбитражными судами, а рассматривались судами общей юрисдикции. Пока не было четкого определения этого термина, корпоративный захват часто организовывался, например, через формальный трудовой спор. Это позволяло рейдерам вводить обеспечительные меры, которые ограничивают деятельность компании.
По словам Ольги Кузуб, руководителя отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн», «цель законодателя — объединить в одном деле и в одном суде все споры по смежным вопросам. В этом случае будет исключена практика принятия излишних или незаконных обеспечительных мер, которая связана со злоупотреблением своими правами одной из сторон спора (рейдером)».
Определение рейдерства
Полное определение рейдерства и определить полномочия правоохранительных органов при рейдерском захвате должен закон, проект которого, по словам Кабанова, сейчас проходит ведомственные согласования.
«Часть антирейдерских инициатив уже реализована. Но законодательно рейдерство до сих пор не определено», — рассказал Кабанов Infox.ru.
Из-за этого, в частности, сейчас милиция не имеет права вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов.
В Следственном комитете (СК) МВД отмечают, что в России до сих пор отсутствует не только антирейдерское законодательство, но даже четкое законодательное определение этого понятия. «Еще в 2005 году сотрудниками СК сделан вывод о том, что основным способом захвата предприятия является регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) фиктивных сведений о назначении на должность руководителя захватываемого предприятия подставного лица, которое затем совершает сделки по отчуждению активов в интересах рейдерской группы», — говорится в сообщении СК МВД. Однако никаких конкретных мер по противодействию этому властями с тех пор предпринято не было.
Антикоррупционный комитет предлагает следующее правовое определение рейдерства: действия с целью придания правомерного вида противоправному (посредством противоправных методов) переходу в свою пользу или в пользу третьих лиц права собственности, права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав), а равно незаконному приобретению права выполнения управленческих функций в коммерческой или иной организации.
Генеральный директор центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл — Р» Елена Панфилова утверждает, что сегодня все акты рейдерства расследуются по комплексу составов, которые разбросаны по Уголовному кодексу. «Один факт рейдерства приходилось расследовать огромным по составу и разбросу следственным группам». В ближайшее время, по словам Панфиловой, весь широкий спектр уголовных и административных правонарушений, связанных с рейдерством, планируется свести воедино и установить единую систему наказания за данные преступления.
Лишение рейдеров имущества
С предложениями о борьбе с рейдерством выступил недавно на заседании президиума Совета при президенте по противодействию коррупции и глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Александр Бастрыкин.
По его предложению, в УК должна быть внесена отдельная норма об ответственности за захват имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств организаций. Бастрыкин предлагает лишать рейдеров присвоенного имущества на стадии следствия, когда их вина еще не доказана. А закон «Об оперативно-розыскной деятельности», по мнению главы СКП, нужно дополнить положением о праве руководителя следственного органа знакомиться с материалами оперативно-розыскных мероприятий по фактам коррупции и рейдерства.
По сути, СКП предлагает наделить прокуроров правом отменять решения, принятые судами в отношении той или иной собственности, которую, по мысли прокурора, вероятно присвоил рейдер, причем вина его еще не доказана, говорит источник «Газеты.Ru» в ВАС. По его мнения, это не выглядит правомочно.
Бастрыкин считает, что «рейдерство» нужно включить в качестве квалифицирующего признака в составы таких преступлений, как мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, подделка или изготовление поддельных документов. Эти составы преступлений Бастрыкин предложил отнести к альтернативной подследственности, в том числе и следователей СКП.
Юристы опасаются, что в таком виде поправка может стать орудием борьбы за собственность, привести к «контррейдерству».
«Дела против рейдеров, если такая статья появится в УК, могут быть частью корпоративных войн. Если разрешить прокурорам отменять имущественные решения при еще недоказанной вине рейдеров, это тоже станет орудием борьбы за собственность», — полагает эксперт юридической компании «Вегас-Лекс» Александр Чернышев.
Единый координационный антирейдерский орган
Чтобы сделать более жизнеспособной свою инициативу Александр Бастрыкин предложил создать единый координационный орган по борьбе рейдерством и коррупцией.
«В связи с тем, что проблема рейдерства приобрела общенациональный характер, на наш взгляд, назрела необходимость создания правительственной комиссии по борьбе с незаконным захватом предприятий как специального антикризисного органа», — сказал Бастрыкин на заседании президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции.
«В ее состав наряду с руководителями федеральных ведомств могли бы войти представители объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат и общественных организаций», — считает глава СКП.
Бастрыкин указал, что для функционирования нового органа, на данный момент, необходимо определить его «юридические и правовые критерии», также внести соответствующие изменения в гражданское и уголовное законодательства, чтобы следователи СКП также могли расследовать преступления, связанные с рейдерскими захватами предприятий.
«В последнее время рейдерство стало проявляться и в других регионах страны. Фактически сейчас такие преступления совершаются повсеместно, а расследовать преступления данной категории очень не просто, так как следователю порой противостоят даже не отдельные опытные юристы и адвокаты, а целые юридические фирмы», — слова Бастрыкина ИТАР-ТАСС.