В Министерстве внутренних дел РФ появился отдел по борьбе с преднамеренными банкротствами.
Преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия (статья 196 УК РФ).
Умышленное создание или увеличение неплатежеспособности может совершаться различными способами, среди которых наиболее часто используются следующие: заключение заведомо невыгодных, не соответствующих нормальной практике сделок; принятие на себя чужих долгов в качестве поручителя; уменьшение активов; фиктивное отчуждение имущества.
Согласно статье 196 УК РФ преднамеренное банкротство наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.
По словам представителя МВД Алексея Рябцева, в кризисной экономической ситуации руководители компаний, находящихся на грани банкротства, «нередко злоупотребляют» преднамеренным банкротством, которое позволяет им избежать преследования кредиторов, и сохранить оставшиеся средства. Для выявления и пресечения подобных преступлений в системе Министерства внутренних дел и было создано новое подразделение, приводит слова Рябцева Newsru.com
Эксперты в один голос утверждают, что примеров преднамеренных банкротств, когда дела инициируют сами собственники бизнеса, в России множество. Владельцы компаний с задолженностями в миллионы долларов думают не о том, как их вернуть, а как списать этот долг через управляемое банкротство. Собственники заново "очищают" активы и запускают их в оборот. К тому же в последнее время существенно активизировались рейдеры.
В связи с этим председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев одобряет инициативу МВД. По его мнению, участившиеся случаи преднамеренного банкротства продиктованы экономической ситуацией в стране:
"К сожалению, распространенная практика доведения искусственно до банкротства, вывод активов преднамеренный. И говорит о недобросовестности акционеров, менеджеров тех или иных компаний. И то, что МВД займется этим более конкретно, именно этой программой, мне кажется, это будет на благо развития экономике. Потому что с этим нужно как-то бороться, наводить порядок. Тяжелая работа, это непросто. Она требует вмешательства: профессионального участия, юридического", — заявил Мурычев в интервью Финам ФМ.
Напомним, в июне 2009 года вступили в действие поправки в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", которые при определенных условиях вводят солидарную ответственность менеджмента и собственников организации-должника по ее обязательствам. Однако насколько сработают данные поправки, говорить пока рано. Сохранение бизнеса в России в период банкротства, в основном, заключается не в установленных законом процедурах, а в выводе из находящейся в предбанкротном состоянии компании активов в иные подконтрольные ее хозяевам юридические лица. Спецификой российского банкротства является то, что практически всегда оно заканчивается полной ликвидацией компании-банкрота.
"Связано это, в первую очередь, с тем, что до недавнего времени гораздо выгоднее было вывести из компании-должника все активы и организовать по сути тот же самый бизнес под новой вывеской", — утверждает руководитель корпоративной и налоговой практики юридической компании "Каменская & партнеры" Валерий Нарежный.
Согласно опубликованному Высшим арбитражным судом РФ отчету, за первое полугодие 2009 года было принято к производству 16 312 заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами). Это на 24% больше, чем за тот же период прошлого года.
При этом эксперт Ассоциации независимых директоров Сергей Елисеев отмечает, что в России вообще более половины всех компаний — потенциальные банкроты, и осенью, когда банки прогнозируют вторую волну невыплат по кредитам, ситуация может серьезно усугубиться.
"Председатель Высшего Арбитражного суда Антон Иванов еще в апреле заявлял о том, что по итогам 2009-го ожидает увеличения количества банкротств на 30-40%. Но за официальными данными скрываются совершенно другие цифры. Юристы уже открыто говорят о том, что суды завалены, и никакие процессуальные сроки ведения арбитражных дел не соблюдаются", — заявил Елисеев «Финам.ru»
В так называемой опасной "красной зоне" находятся организации, имеющие существенную долговую нагрузку: бравшие кредиты под развитие, выпускавшие облигации и т.п. Наибольшие проблемы испытывают крупные девелоперы, строительные компании, ритейл.
Несмотря на критическую ситуацию в стране эксперты не устают в один голос утверждать, что банкротства в целом чрезвычайно полезны для российской экономики, поскольку, как "санитары леса", позволяют очистить экономическое пространство от неэффективных компаний.
История вопроса
Последним громким делом о преднамеренном банкротстве стал суд над бывшим руководителем Роскомветеранбанка Михаилом Глушневым. 17 августа он был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы.
По данным «Интерфакса», осенью 2005 года Глушнев, будучи председателем правления "Роскомветеранбанка", организовал через кассу банка продажу 133 миллионов долларов подставным лицам. После этого Центробанк запретил Роскомветеранбанку в течение года покупать и продавать иностранную валюту.
Однако Глушнев, по версии обвинения, проигнорировал запрет. До января 2006 года, когда у банка была отозвана лицензия, председатель правления успел санкционировать покупку 46 миллионов евро и 1 миллиарда 716 миллионов долларов, а также продажу 46 миллионов евро и 1 миллиарда 838 миллионов долларов. Это принесло ему доход в размере более 54 миллиардов рублей.
Кроме того, как считают в прокуратуре, осенью 2005 года Глушнев заключил фиктивный договор купли-продажи векселей, причинив банку ущерб в размере 32 миллиона рублей. Одновременно он заключил 11 заведомо убыточных для своего банка договоров, согласно которым организация предоставила кредиты нескольким подставным фирмам. Из-за этого банк понес убыток в сумме 88 миллионов рублей. В результате всех этих действий Роскомветеранбанк был признан банкротом.
Вскоре прокуратура предъявила Глушневу обвинения по статьям УК 172 УК РФ ("Незаконная банковская деятельность") и 196 ("Преднамеренное банкротство").