Компанию подозревают в необоснованном увеличении цен на авиационный керосин, что является грубым нарушением антимонопольного законодательства. Первое заседание по делу ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» прошло 21 августа. Однако следующее слушание было перенесено на более поздний срок по ходатайству ответчика.
Судебная история
Дело в отношении компании было возбуждено 23 июля 2008 года по инициативе Нижегородского УФАС. В ходе проверки корпорации был выявлен факт необоснованного роста цен на авиационный керосин. Это послужило основанием для подозрения компании в нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». По данным управления ФАС, ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» является единственным поставщиком услуг по заправке авиационным топливом в нижегородском регионе.
Проверка показала впечатляющие результаты. За период с октября 2007 года по июль 2008 года тарифы компании на топливо выросли на 96%. Представительство корпорации объясняет рост цен ситуацией на рынке, однако ФАС считает, что данный факт, является следствием злоупотребления фирмой доминирующим положением в регионе.
Примечательно, что в начале августа компания РУСАЛ также обвинила ЛУКОЙЛ в нарушении антимонопольного законодательства из-за срыва поставок нефтяного кокса. Разбирательство между руководствами корпораций перешли на судебный уровень. Сегодня Арбитражный суд Москвы будет рассматривать иск РУСАЛА к ЛУКОЙЛУ.
Истец обвинил ЛУКОЙЛ в невыполнении обязательств по договорам. С апреля 2008 года партнер РУСАЛА в два раза снизил поставки нефтяного кокса. Согласно заключенным контрактам, ЛУКОЙЛ обязан осуществлять бесперебойное снабжение алюминиевых заводов необходимым сырьем до апреля 2011 года. В представительстве нефтяной компании на обвинения РУСАЛА есть свой ответ. В частности, вице-президент ЛУКОЙЛА В. Субботин, заявил о намерении обратиться в ФАС с требованием обязать РУСАЛ закупать нефтяной кокс по рыночным ценам.
Однако руководство РУСАЛА продолжает настаивать на том, что в долгосрочных договорах, заключенных между компаниями, существует «галочка», согласно которой, тарифы на поставку нефтяного кокса имеют фиксированную стоимость до конца срока действия контрактов.
К сведению
В это же время другое дело в отношении ЛУКОЙЛА расследует нижегородская прокуратура. Компания «ЛУКОЙЛ-Аэро» обвиняется по части 1 статьи 330 УК РФ («Самоуправство»). Основание — корпорация отказалась заправлять самолеты компании «Красэйр» из-за долгов альянса AiRUnion. Жертвами споров между двумя гигантами стали обычные люди. В период с 29 августа по 2 сентября 164 пассажира рейса 5М-408 «Красэйра» не могли вылететь в Норильск из Нижнего Новгорода. Ситуацию вкратце обрисовал Андрей Юдин - и. о. транспортного прокурора города: «Два хозяйствующих субъекта разбираются между собой, но от этого страдают люди. В данной ситуации взаимоотношения между этими компаниями должны выясняться в суде, и это не должно отражаться на гражданах». В авиационном альянсе AiRUnion отказались от комментариев. Руководство ЛУКОЙЛ выразило обеспокоенность за пострадавших граждан: «Чтобы отправить людей из Нижнего Новгорода в Норильск, мы заправили самолет „Красноярских авиалиний“ в кредит под честное слово. Мы ответственно заявляем, что если через два дня они не вернут долги, то заправлять самолеты этой авиакомпании впредь не будем».
Эксперты и аналитики отмечают, что в данном случае прокуратуру ждет полный провал, дело можно было бы отстоять в суде, в случае, если бы иски поступили от самих граждан. Но даже если результат удовлетворит обвинителя, в качестве максимального наказания компании будут обязаны заплатить штрафы, предусмотренные статьей. Их размер колеблется от 80 до 100 тысяч рублей.
Коммерсантъ, РИА "Новости", РБК
Дарья Хавкина, pravo.ру