Спор двух компаний — "Якутгазпрома" и "Якол" — начался после смены в 2007 году собственника "Якутгазпрома" и увольнения прежних сотрудников, которые одновременно работали в обеих компаниях. Дело зарегистрировано под номером № А58-470/08. Право.ru 31.12. 2009 уже сообщало об этом процессе.
ОАО "Якутгазпром", основное газодобывающее предприятие Республики Саха (Якутия), обладающее лицензиями на разработку Средневилюйского и Мастахского газоконденсатных месторождений, в августе 2005 года создало дочернее предприятие ЗАО "Нефтяная компания "Якол".
В том же 2005 году стороны ОАО "Якутгазпром" и НК "Якол" заключили договор купли-продажи, в соответствии с которым компания "Якол" обязалась передать "Якутгазпрому" собственные акции в количестве 13 000 штук, а общество обязалось оплатить эти ценные бумаги путем передачи в уставной капитал компании движимое и недвижимое имущество. В отчуждаемое имущество согласно договору входили объекты недвижимости, часть производственного — технологического комплекса по сбору, промысловой подготовке и внутрипромысловому транспорту газа и конденсата на Средневилюйском газоконденсатном месторождении.
В начале января 2008 года ОАО "Якутгазпром" пожалело о совершенной сделке (возможно, пожалело и ранее…), и обратилось в Арбитражный суд Республики Саха с иском к ЗАО "НК "Якол". В суде общество просило признать договор купли-продажи недействительным и обязать НК "Якол" передать "Якутгазпрому" имущество, полученное по договору, а "Якутгазпром" передать "Якол" бездокументарные акции компании.
Первая инстанция иск "Якутгазпрома" удовлетворила. Постановлением четвертого арбитражного апелляционного суда решение было отменено и дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. В результате рассмотрения спора суд апелляционной инстанции все-таки удовлетворил иск ОАО "Якутгазпром" о признании договора купли-продажи недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Нефтяная компания "Якол" обратилась с жалобой в надзорную инстанцию. Дело осложняло ряд ключевых спорных обстоятельств, а именно: может ли отчужденный промышленно опасный объект по переработке газового конденсата, принадлежащий НК "Якол", работать самостоятельно; является ли производственный комплекс месторождения компаний "Якутгазпром" и "Якол" единым и неделимым или сложным комплексом; входит ли данное имущество в собственность Республики Саха; и нарушили порядок заключения договора купли-продажи руководители-владельцы газовой компании братья Пахомовы.
В заседании стороны активно нападали друг на друга. Представитель ЗАО НК "Якол" сообщил, что истец ("Якутгазпром") обратился не за защитой нарушенных прав, а с целью причинить вред ответчику, что система сбора и переработки газа не образует единый неделимый комплекс, и что права собственности на объекты за государством никогда не было. Представители истца в обоснование своих требований утверждали обратное. В ходе спора с трудом улавливалась экономическая цель передачи имущественных объектов, тем более, учитывая их неделимость, сложность и промышленную опасность. Однако стороны утверждали, что передача имущественных комплексов была основным условием договора. В то же время, уточнил истец, физической передачи имущества не произошло. Имущество все это время эксплуатировалось работниками "Якутгазпрома".
Стороны не дали внятного ответа на вполне закономерный вопрос о том, как именно зарегистрировано право собственности, на отдельные объекты или на весь комплекс. Не смогли стороны пояснить, каким образом акции, которые суд апелляционной инстанции обязал "Якутгазпром" возвратить компании "Якол", попали к ООО "Центр Развития Технологий", - лицу, не участвующему в деле, но указавшему в надзорном заявлении о своих нарушенных правах в части принадлежавших ему акций. Это означает то, что в порядке применения последствий недействительности сделки акции ЗАО "НК "Якол" возвращать будет некому.
Остались без внимания ряд эпизодов, в том числе, об участии в договоре братьев — руководителей И.И. и В.И. Пахомовых, а также о сроках сокращенной исковой давности применительно к передаче объектов недвижимости от одного собственника к другому за пакет акций.
По сведениям заявителей выбытие основных объектов принесло ЗАО "НК "Якол" значительный вред, и деятельность компании находится на стадии процедуры банкротства.
Согласно нормам АПК РФ за дело вновь возьмется 4ААС.
ОАО "Якутгазпром" — основное газодобывающее предприятие Республики Саха (Якутия), обладающее лицензиями на разработку Средневилюйского и Мастахского газоконденсатных месторождений.
По объемам добычи природного газа ОАО "Якутгазпром" входит в десятку крупнейших газодобывающих региональных компаний России. За весь период ОАО "Якутгазпром" поставило потребителям более 40 миллиардов кубических метров природного газа.
"Якутгазпром" был создан в 1967 году. До 1991 года предприятие входило в систему ОАО "Газпром". После разграничения государственной собственности Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) государственное предприятие "Якутгазпром" стало предприятием республиканской собственности. В 1994 году решением Правительства Республики Саха (Якутия) произошло акционирование предприятия с передачей 51% акций ОАО "Саханефтегаз". В дальнейшем доля была увеличена до 93%. С 2002 по 2006 гг основным акционером, контролирующим деятельность предприятия через ОАО "Саханефтегаз", являлось ОАО НК "ЮКОС". Впоследствии, до приобретения пакета акций текущими акционерами, контроль осуществляли ЗАО АК "Алроса"(50%) и Правительство Республики Саха (Якутия) (40%) через ОАО "Сахатранснефтегаз". В результате дополнительной эмиссии акций в 2005-2007, по официальным сведениям, ОАО "Якутгазпром" сменило собственника. В результате дополнительной эмиссии акций в 2005-2007 годах ОАО "Якутгазпром" сменило собственника.
ЗАО "НК „Якол", дочернее предприятие "Якутгазпрома".
Виктория Цыганкова, обозреватель Право.Ru