Покушение
Сегодня в Назрани рядом с автоколонной министра внутренних дел Ингушетии Мусы Медова сработало самодельное взрывное устройство. Эксперты предполагают, что это была попытка кровной мести за смерть владельца оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева.
Инцидент произошел в 8:18, предположительная мощность взрывного устройства, начинённого поражающими элементами, составляет от 10 до 12 килограммов в тротиловом эквиваленте. Информация о пострадавших противоречивая, однако сам министр и его охрана не пострадали.
По информации ИТАР-ТАСС, в результате взрыва погибла случайная прохожая, а само взрывное устройство было заложено в припаркованную легковую автомашину, в которой сидела террористка-смертница. Пострадали четверо местных жителей, мужчина-таксист и трое женщин. «Интерфакс» же сообщает, что машина смертника перед взрывом поравнялась с автомобилем министра. В Следственном управлении по Ингушетии Следственного комитета при Генпрокуратуре России агентству сообщили, что всего в результате взрыва пострадали пять человек. «Ингушетия.Org», в свою очередь, передает, что ранен водитель машины, случайно проезжавший мимо конвоя Медова. Он доставлен в центральную больницу с многочисленными ранами в состоянии средней тяжести. От взрывной волны также пострадало пять домов, жители которых ранений не получили. В радиусе до 40-50 метров раскиданы детали взорванной машины.
Официальный представитель ингушского МВД назвал попытку покушения на министра внутренних дел Ингушетии «бандитской выходкой, целью которой была попытка дестабилизации обстановки республики».
Предыстория
Это не единственное за последнее время покушение на главу МВД Ингушетии. Ровно неделю назад в Назрани неизвестные обстреляли из гранатомета склад вооружений МВД Ингушетии. Однако «Ингушетия.Org» сообщила, что на самом деле целью обстрела был дом Мусы Медова. В результате нападения на пост милиции, охранявший дом, было ранено шесть человек и двое убиты.
Кроме того, в тот же день в ингушском Карабулаке неизвестные подорвали бронированный УАЗ заместителя министра внутренних дел республики Вадима Селиванова. Интересно, что нынешнее «покушение» на Медова в точности копирует события 23 сентября. Тогда неустановленное взрывное устройство сработало на обочине дороги в тот момент, когда там проезжал бронированный УАЗ Селиванова, которого, правда, в машине не было.
Помимо Медова, основной целью организаторов терактов в Ингушетии является президент республики Мурат Зязиков. Напомним, 19 сентября в районе Назрани взорвался Mercedes-Brabus, в котором ехал 37-летний однофамилец президента. А 10 сентября в Назрани убили двоюродного брата президента Ингушетии Бекхана Зязикова, который приходился родным братом Русланбеку Зязикову, начальнику охраны президента Ингушетии.
Сообщения о криминальных инцидентах приходят из республики практически каждый день. Власти республики утверждают, что в Ингушетии действует обширная сеть боевиков, ведущих вооруженную борьбу с силовыми структурами. Правозащитники же не раз обвиняли ингушских силовиков в похищениях, пытках и внесудебных убийствах местных жителей, что, по их мнению, провоцирует часть местных жителей на ответное насилие.
Истоки
Необходимо отметить, что обстановка в Ингушетии особенно обострилась после убийства 31 августа владельца оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева. Он погиб в Назрани от выстрела в голову во время задержания ингушской милицией. По официальной версии, его застрелили случайно вскоре после задержания.
Однако коллеги и друзья Евлоева проводят собственное расследование обстоятельств его гибели, на основании которого 20 сентября ими был оглашен список «оказавшихся под кровной местью» за причастность к убийству оппозиционера. В списке, который возглавляет президент Ингушетии Мурат Зязиков, фигурируют в общей сложности 13 лиц - высокопоставленных чиновников и сотрудников правоохранительных органов республики.
Сходную версию озвучил на пресс-конференции российских правозащитников в Москве и председатель оргкомитета ингушского общенационального митинга Магомед Хазбиев. Он заявил, что Евлоев был убит еще на территории аэропорта, а также не исключил возможность того, что убийство было совершено самим министром МВД Ингушетии Мусой Медовым. Кроме того, Хазбиев заявил, что в распоряжении оппозиции имеется видеозапись, сделанная камерой мобильного телефона, на которой видно, «как расправились с Магомедом Евлоевым».
Напомним, к тому времени как в июне этого года суд постановил закрыть сайт «Ингушетия.ру», Евлоев уже выехал в Чехию. Прилетая в Ингушетию, он всегда соблюдал конспирацию, передвигаясь по республике на разных машинах в сопровождении вооруженных родственников. Однако 31 августа Евлоеву не повезло: он оказался в одном авиасалоне с президентом республики. Перед смертью Евлоев успел только отправить СМС своему другу Магомеду Хазбиеву: «Со мной летит Зязиков».
Евлоева у трапа, по свидетельству Хазбиева, встретил Муса Медов. Милицейский кортеж сразу разделился на две части и вывез оппозиционера по служебной дороге. «Нагнав три машины, родственники Магомеда вытащили из них милиционеров, избили, разоружили, забрали их удостоверения, но оказалось, что Магомеда там нет», — рассказал Хазбиев. В это время Евлоева с простреленной головой выбросили у стен назранской больницы. Пуля прошила голову насквозь.
По первоначальной версии МВД Ингушетии, Евлоев пытался завладеть автоматом одного из милиционеров, вследствие чего получил случайный выстрел в голову. Позже появилась новая версия: «Во время движения автомашины, в которой находились Евлоев и сотрудники милиции, произошел непроизвольный выстрел из пистолета одного из милиционеров».
Только после гибели Евлоева выяснилось, что следователи собирались «провести принудительный допрос в рамках расследования уголовного дела по факту взрыва у дома начальника контрольного управления администрации президента». По данным МВД, Евлоеву направляли несколько повесток, но он на допрос не явился.
Отметим, что в день похорон Евлоева его соратники объявили кровную месть главе МВД Ингушетии и призвали всех ингушских оппозиционеров вернуться в республику для борьбы с режимом.
Версии и комментарии
Большинство экспертов уверены, что серия совершенных в республике после смерти владельца сайта «Ингушетия.ру» покушений и убийств стала воплощением объявленной кровной мести. Однако коллеги и родственники Евлоева отрицают свою причастность к взрывам и убийствам.
В то же время в редакции «Ингушетия.ру» не скрывают, что угроза кровной мести может стать реальностью, если «справедливость не восторжествует». Оппозиционеры опасаются, что суд по делу Евлоева вовсе не состоится, а убийство спишут на «смерть по неосторожности». Напомним, 23 сентября прокурор Ингушетии Юрий Турыгин сообщил, что дело о смерти Евлоева может быть передано в суд в октябре этого года. «Круг подозреваемых определен, но в интересах следствия имена не озвучиваются», - заявил Турыгин.
Впрочем, местный политолог Энвер Кесриев считает, что ситуация будет ухудшаться в любом случае. Смерть Евлоева, по его мнению, только часть глубокого перманентного кризиса, в который зашли властные кланы Ингушетии. Кесриев уверен, что Москва должна вести более сбалансированную политику при распределении властных ресурсов в республике, не передавая абсолютную власть в одни руки.
Однако не все так безнадежно. «В Ингушетии есть достаточно серьезная здоровая часть общества, с которой местным властям нужно вступать в диалог», - уверяют члены Московской Хельсинской группы Валерий Борщев и ее глава Людмила Алексеева.
По всей видимости, истинные причины политического кризиса в Ингушетии связаны не только со специфичными методами правления Зязикова, но и с обилием вооруженных сил в республике. Именно в том, что президент Ингушетии не сумел защитить республику от засилья российских войск, видел главную проблему Зязикова Евлоев.
Владелец сайта «Ингушетия.ру» считал, что Кадырова в Чечне терпят лишь потому, что он избавил республику от «военного беспредела», Зязикова же никто терпеть не станет, так как ему все равно, что ингушей среди бела дня расстреливают неизвестные в камуфляже.
«Молодежь, которая радикальнее стариков, уходит в бандформирования - их не устраивает такая жизнь», - заявлял Евлоев. После его убийства радикально настроенной ингушской молодежи стало значительно больше. И она находится в шаге от того, чтобы направить оружие не только против власти, но и против кланов, к которым принадлежат министр Медов и его соратники. Если это произойдет, то ни правоохранительные органы, ни российские войска, по всей видимости, уже не смогут остановить гражданскую войну.
И едва ли ни самым действенным способом избежать этого сценария сегодня является возобновление работы сайта в полном масштабе. «Ингушетия.ру» была необходимой отдушиной. Пока молодежь будет сидеть на сайте, она не возьмет в руки автомат. А государство, в свою очередь, только через сайт может узнать, о чем на самом деле думают в Ингушетии.