Откуда у церкви вполне мирские долги и почему она не всегда платит вовремя? Об этом заговорили после скандала в Екатеринбурге: местная епархия задолжала ювелирам миллионы за кресты и цепочки, которые продавала в своих храмах с неплохой наценкой. Вчера архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий даже собрал пресс-конференцию: говорит, должны каких-то 4 млн, а еще 20 млн долгов придумали журналисты. А тем временем отчаявшиеся коммерсанты грозят епархии судом и даже банкротством. Каковы судебные перспективы таких споров?
Скандал разгорелся 13 апреля, прямо перед визитом в Екатеринбург патриарха Кирилла. Группа предпринимателей обнародовала открытое письмо в патриархию с просьбой повлиять на епархиальное начальство, которое годами не платит за поставленные товары. Под обращением подписались 12 компаний, в основном ювелирных, и 19 физических лиц, одолживших епархии крупные суммы.
Один из авторов письма, директор торговой компании "Эдем-Екатеринбург" Анатолий Грошев заявил, что готовит иск в арбитражный суд, потому что просто устал: он два года просит епархию заплатить ему за поставленные ювелирные изделия на сумму 870 тыс. рублей, но безрезультатно. При этом, по словам Грошева, все крестики и цепочки уже распроданы в храмах епархии с наценкой от 15% до 50%. В сердцах бизнесмен сказал, что взыщет долг, даже если для этого придется просить суд о банкротстве епархии. Правда, согласно ст. 65 ГК РФ обанкротить религиозную организацию нельзя. И слава богу: где искать арбитражного управляющего в сане архиепископа?
Не исключено, что сама епархия "погорела" из-за недобросовестного сотрудника
Многие из пострадавших говорят, что вели дела с неким Александром Алексеевым, помощником архиепископа. Сейчас в пресс-службе епархии заявляют, что Алексеев уже уволен. Он был своего рода "замом по экономике" местного архиерея: заключал сделки, брал кредиты, разбирался с долгами. При этом не стеснял себя строгой деловой этикой — епархия постоянно нарушала сроки оплаты по контрактам.
Случались поразительные истории. То объявили голодовку узбеки-гастарбайтеры, которым не заплатили за работу на церковной стройке, то отчаявшийся свечной завод через суд требовал заплатить ему за свечки… Одна церковная организация судится с другой в арбитраже! Нужно постараться, чтобы до этого дошло. Сейчас трудно сказать, какую ответственность несет за все это лично Алексеев, а какую — другие "экономисты" епархии. Однако многие поставщики товаров и услуг — строители, книгоиздатели, ювелиры — теперь работают с ней только по предоплате.
Предпринимателю заплатят до суда — история получила резонанс, а сумма претензий невелика
На вчерашней пресс-конференции архиепископ Викентий сказал, что с Грошевым обо всем договорились: долг будет выплачен по частям в досудебном порядке. А претензии остальных заимодавцев епархии рассеялись как дым: "Открытое письмо было сфабриковано не знаю кем, но явно людьми, недоброжелательными к церкви, — сказал архиепископ. — Все, кто якобы подписал этот документ, сказали, что не имеют к нам претензий… Общая задолженность — четыре с чем-то миллиона, а не 23, как сообщалось в СМИ. Вы, журналисты, не разобрались и написали. Вас надо привлекать к ответственности за то, что вы дали ложную информацию".
Владыка уже не в первый раз воюет с журналистами и безбожниками. В начале апреля он посулил проклятье до седьмого колена тем, кто выступит против восстановления храма в центре Екатеринбурга. Дело в том, что горожане начали возмущаться, почему церковь собираются строить на месте сквера и фонтана "Каменный цветок", а мнения жителей не спросили даже формально. Вызывающие слова иерарха только подлили масла в огонь, и на митинг протеста 10 апреля вышли 5 тыс. человек. СМИ, которые рассказали об акции в невыгодном для епархии тоне, лишились аккредитации на мероприятия с участием патриарха.
После этого по-своему логично выглядит свежее объявление, с помощью которого епархия решила поправить отношения с общественностью. Она предложила проводить "Царский марафон" — ежегодный забег от места расстрела царской семьи к месту ее захоронения (об этом мы писали здесь).
Так почему не платятся вовремя церковные долги?
Дело тут, конечно, не в безбожниках, а в том, что Екатеринбургская епархия запуталась в своих коммерческих начинаниях. Этого не спишешь даже на экономический кризис и сокращение пожертвований: истории с просрочками случались и в 2005-м, и в 2007 гг. Скандалы — это только верхушка айсберга, а большая часть споров разрешается келейно. До арбитража доходят единицы, причем видно, что податели исков сначала пытались договориться по-хорошему, а в суд обратились спустя год или два, когда стали поджимать сроки исковой давности. Поскольку пресс-служба епархии старается не комментировать ее долговые проблемы, а поначалу назвала информацию о них "слухами и грязными инсинуациями", будем опираться на судебные решения.
Так, в декабре 2009 г. иск к Екатеринбургской епархии подавала индивидуальный предприниматель Пименова, которой епархия не оплатила некий поставленный товар (сумма иска — около 200 тыс. руб., дело прекращено в связи с отказом истца от иска и досудебным урегулированием спора, решение доступно здесь). Также через суд пыталась получить оплату за выполненные работы екатеринбургская компания "Любимый сад & Ко" (сумма иска — около 280 тыс. руб., заключено мировое соглашение до суда, решение доступно здесь).
Эти иски похожи тем, что суммы долга небольшие, а неустойки — просто формальные. Видя, что дело пахнет судебным взысканием, а спорных платежей нет, епархия шла на мировую. Скорее всего, такие же перспективы ждут фирму "Эдем-Екатеринбург" и ее директора Грошева. А вот что будет с теми кредиторами, которые то ли подписались под письмом патриарху, то ли нет, — сказать трудно.
Арбитражи взыскивают с епархии долги, хотя и "урезают" пени
Одно "ювелирное" дело против Екатеринбургской епархии уже доходило до арбитража и даже до судебного решения. В октябре 2008 г. предприниматель Львов взыскал 1,3 млн рублей долга за поставленные ювелирные изделия, включая пеню (142,6 тыс. руб.), а также судебные издержки (42 тыс. руб). Соответствующее решение Арбитражного суда Ростовской области вы найдете здесь. Этот документ интересен по нескольким причинам. Например, там есть расчеты реальных потерь ювелира. Епархия не возвращала долг почти год, а за это время выросли цены на золото, что привело к дополнительным потерям бизнесмена в размере более чем 40% от долга. Если прибавить к этому оговоренный в контракте штраф за просрочку, упущенную выгоду и потери от невложения средств в производство, то общий размер убытков приблизится к 4,7 млн рублей.
Суд фактически согласился с этими выводами — нашел только небольшие несоответствия и констатировал, что неустойка могла бы превысить 4,6 млн руб. Но арбитраж снизил ее по причине того, что требуемая неустойка "явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства" (ст. 333 ГК РФ). Пеню приравняли к 11% от просроченного долга (учетная ставка ЦБ на день вынесения решения), что составило всего 142,6 тыс. рублей. Предположу, что в епархии рассчитывали на такое развитие событий и поэтому не пошли на мировую с Львовым до суда.
Другое любопытное обстоятельство: изначально долг епархии перед предпринимателем был вдвое больше и составлял около 3 млн рублей, но примерно половину епархия оплатила, как смогла: живыми деньгами, золотым ломом, возвратом части ювелирных изделий. Об этом также можно узнать из указанного судебного решения. Кроме того, судя по архивам решений ВАС, у предпринимателя Львова были проблемы с долгами других организаций, относящихся к Екатеринбургской епархии (пример здесь). Но они закончились мировым соглашением — очевидно, потому что не было претензий на гигантскую неустойку.
Религиозные организации тоже идут в светские суды, чтобы отстоять свои интересы
Екатеринбургская епархия сама не раз обращалась в арбитражный суд для решения экономических споров, причем не только с предпринимателями (пример такого дела есть здесь), но и с госструктурами вплоть до администрации Екатеринбурга (пример здесь). В целом, практика судов между "мирскими" и религиозными организациями очень богата. Судятся строители с епархиями (пример здесь) и епархии со строителями (пример здесь, дело примечательно тем, что Саранская епархия добилась признания должника банкротом). Приходы судятся с налоговиками (пример здесь), коммунальщики — с приходами (пример здесь). Бывает, что религиозные организации действуют совместно с коммерсантами (пример — дело Троицкого прихода и Рязанского завода плавленых сыров против налоговой инспекции в Рязанской области, решение суда здесь). По аналогичным поводам в судах участвуют религиозные организации мусульман (пример здесь), протестантов (пример здесь), буддистов (пример здесь) и даже шаманистов (пример здесь).
История с неоплаченной ювелиркой говорит о том, что далеко не всегда епархии оказываются надежными деловыми партнерами. Духовенство старается скрыть это от широкой публики, а если какие-то дела получают огласку, то не стесняется и нечестных приемов вроде нападок на журналистов и "недоброжелателей церкви". В этом церковь мало отличается от других закрытых организаций. Представим, что на месте владыки Викентия оказался какой-нибудь командующий военным округом или директор крупной корпорации. Как пить дать, они отрицали бы любые нарушения и говорили о происках "врагов отечества".
В то же время в РПЦ понимают, какой ущерб наносят ей неблаговидные истории, и пытаются насадить определенную экономическую дисциплину. Например, вчера патриархия выпустила подробные предписания для настоятелей храмов и монастырей, которые реставрируются за государственный счет (документ можно посмотреть здесь). Там описана вся процедура взаимодействия с подрядчиками и заказчиком в лице государства, причем особое внимание уделено конкретным нарушениям и злоупотреблениям. В мягкой, но непреклонной форме документ дает понять, что при освоении средств на реставрацию всякие хитрости не пройдут. Сработает ли это на практике — отдельный вопрос. Традиционно церковные иерархи были своего рода "князьями на местах" и вели дела, в том числе коммерческие, по своему усмотрению. Изменить это не сможет ни один арбитраж.