ПРАВО.ru
Актуальные темы
13 декабря 2010, 15:00

Мышкины слезы: малый бизнес загоняют в налоговую ловушку

Мышкины слезы: малый бизнес загоняют в налоговую ловушку

Три министерства — Минздравсоцразвития, Минэкономики и Минфин — спешно готовят очередной важный законопроект, на днях Минздрав разослал коллегам его первый вариант. Он связан с резким повышением социальных платежей, которое произойдет после нового года, а повод для спешки дал президент в своем послании к Федеральному собранию. В нем глава государства пообещал временные послабления малому бизнесу, но какому именно — до конца не разъяснил. Минфин при поддержке Минздрава сразу выступил за ограничение этих льгот, Минэкономики — за максимальное расширение. Позиция министра Алексея Кудрина победила, а значит, новая инициатива мало повлияет на положение предпринимателей.

Президентское послание неспроста готовилось в обстановке тайны. Команда Дмитрия Медведева готовила почву для "волевых решений" по ключевым вопросам, принятых в последний момент. Например, для вмешательства в налоговое законодательство.

А с налогами дела обстоят так. С нового года фискальная нагрузка на экономику вырастет на 2% ВВП, прежде всего за счет роста страховых взносов. Работодатели будут отчислять на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование сотрудников 34% от фонда оплаты труда (было — 26%). Особенно тяжко придется небольшим компаниям, которые работают по упрощенной системе налогообложения или платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Уже с января 2010 года на них возложили и страховые взносы — это 14% от фонда зарплат, а с января 2011 года — 34%. Формально эти взносы не являются налогами, поскольку платятся в внебюджетные фонды, но де-факто — это социальные налоги. Решение об их повышении было принято еще в суровом 2009 году, когда разом рухнули и цены на нефть, и обороты бизнеса. Правительство задумало снизить зависимость бюджета от нефтегазовой ренты. При этом нужно было как-то покрыть дефицит госбюджета и социальных фондов, прежде всего Пенсионного.

В президентском послании малым предприятиям обещаны льготы, но нет важных уточнений. Чтобы модернизировать здравоохранение и поднять пенсии, сказал Президент, государство вынуждено повышать налоги, в том числе социальные взносы. Но надо смягчить негативные последствия этой меры для предпринимателей. Поэтому он решил "для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26 процентов".

Заявленные 26% — это, конечно, лучше, чем 34%. Вопрос в том, кто и по каким критериям будет давать эти послабления предпринимателям. В новом законопроекте Минздрава указаны только виды деятельности, подпадающие под "президентские льготы". Всего их 17, в список не попали ни торговля, ни сфера услуг, в расходах которых высокую долю занимают зарплаты. Впрочем, им президент ничего и не обещал. Также в законопроекте Минздрава не прописано, каким образом малый бизнес будут проверять на соответствие льготным видам деятельности. Есть только оговорка, что установить такой порядок совершенно необходимо.

На этом дело не заканчивается. Министр финансов Кудрин, известный противник любых налоговых поблажек, предложил еще больше сузить список счастливцев — распространить обещанные президентом льготы только на тот малый бизнес, который  работает по упрощенной системе налогообложения. По данным объединения "Опора России", по "упрощенке" работает только 35% малых предпринимателей, 55% платят ЕНВД, а оставшиеся 10% платят налоги по общей системе. В законопроекте Минздрава предложение Кудрина взято за основу, а значит, две трети малых предприятий будут заведомо лишены послаблений. С этим ограничением пытались бороться Минэкономразвития и советник президента Аркадий Дворкович. Они отстаивали льготы для всех малых предприятий независимо от налогового режима.

Но серьезной борьбы не получилось. Уже 7 декабря были опубликованы поручения президента по исполнению его послания, в которых ясно сказано: льготы получат только те компании, которые работают по "упрощенке". Позиция министерств финансов взяла верх, а значит, невелики окажутся и выпадающие доходы бюджета (Кудрин оценил их в 41 млрд рублей в 2011-2012 годах), и влияние льгот на экономику.

Противостояние главного казначея страны с экономистами-либералами из Минэкономразвития и президентской администрации — давно не новость. Большая часть споров идет в кулуарах и заканчивается компромиссами, но иногда уже принятые решения корректируются после вмешательства Минфина. Сейчас мы наблюдаем именно такую ситуацию. При этом все ведомства, включая и министерство финансов, единодушно признают, что повышение налогов плохо скажется на развитии экономики, дескать, это — вынужденная мера.

Не то чтобы у государства не было других средств поправить финансы, кроме как обложить экономику новыми податями. Есть вечная палочка-выручалочка российского бюджета в виде нефтегазовых доходов. Как следует из недавнего прогноза, подготовленного Goldman Sachs, уже в 2011 году Россия сможет покрыть бюджетный дефицит за счет роста цен на нефть. Но этот источник доходов нестабилен, что наглядно показал кризис 2008 года.  

Также дополнительные средства для бюджета можно было бы выкроить, сокращая госрасходы и повышая их эффективность. Однако достичь этих благих целей можно только двумя путями: либо сокращать социальные обязательства государства, либо всерьез бороться с коррупцией. Первое невозможно по политическим причинам, а второе не сулит быстрого финансового результата, не говоря об очевидном нежелании чиновников бороться самим с собой.

В общем, за налогоплательщиков взялись потому, что так проще. В этом Алексей Кудрин признался на конференции по налогам, проходившей в конце ноября. По словам министра финансов, сам он предпочел бы не зажимать бизнес налогами, а повышать эффективность госрасходов. В этом вопросе Кудрин неожиданно сошелся даже со своим старым оппонентом Аркадием Дворковичем, чему тот подивился в своем Twitter. Другой известный критик Кудрина, президент Сбербанка Герман Греф, на той же конференции говорил о повышении налогов в довольно жестких выражениях: "Голого невозможно раздеть, особенно если он этого не хочет".

Государство и не рассчитывает, что налогоплательщики станут дисциплинированно платить больше, а уклоняться от налогов — меньше. Поэтому в середине текущего года были увеличены штрафные санкции за налоговые нарушения и ужесточены уголовные наказания за уклонение от налогов. Кроме того, с самого начала кризиса ФНС проявляет повышенное рвение, год за годом собирая больше налогов, чем запланировано. Еще одно "репрессивное" нововведение состоит в том, что с января расследование дел по уклонению от уплаты налогов передается от МВД в Следственный комитет РФ. Это значит, что "коррупционный налог" на бизнес увеличится: с милицией предпринимателю всегда легче "договориться", чем со следователем СК. С другой стороны, едва ли это решение привязано именно к повышению налогов: в ведение СК постепенно передаются вообще все следственные функции правоохранительных органов по крупным делам.  

В чем свободу предпринимателей действительно ограничат — так это в выборе налогового режима. Не случайно Алексей Кудрин настоял на том, чтобы новые льготы по социальным платежам распространялись только на тех, кто работает по "упрощенке": это должно помочь Минфину перестроить налогообложение малого и среднего бизнеса на основе УСН. Изменения будут масштабные. Во-первых, с нового года применение "упрощенки" заметно расширится, раньше ей могли воспользоваться компании с оборотом до 20 млн рублей, теперь — с оборотом до 60 млн рублей в год.

Во-вторых, в министерстве финансов считают, что все небольшие компании и индивидуальные предприниматели должны работать либо по УСН, либо по УСН на основе патента, а ныне действующий единый налог на вмененный доход нужно отменить. Об этом прямо говорится в опубликованном на сайте Минфина документе под названием "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (доступен здесь). По мнению Минфина, ЕНВД конкурирует с УСН на основе патента, и надо оставить только один из этих двух режимов — патентный. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс Минфин предложил на обсуждение парламента еще в августе, переходить на уплату налогов по патентам индивидуальные предприниматели смогут с января 2011 года (в частности, мы писали об этом здесь).

Но есть и важное "в-третьих": Минфин и подведомственная ему ФНС всерьез думают о том, чтобы запретить небольшим компаниям работать по общей системе налогообложения (ОСНО). Уже сейчас многие из них отказываются от "упрощенки", потому что ее применение ставит их в невыгодные условия. Эта система не позволяет выделять НДС в счетах-фактурах, в результате крупные покупатели не желают работать с "упрощенцами" — вернуть НДС после такой сделки удается только через суд. С введением новых драконовских социальных платежей преимущества упрощенной системы становятся еще более зыбкими. Это хорошо понимают в ФНС. Здесь предположили, что после нового года большинство "упрощенцев" ринутся перерегистрироваться по ОСНО и потопят ФНС в мелкой бумажной работе. Чтобы этого избежать, налоговики подготовили законопроект об обязательном применении "упрощенки" для компаний с малыми оборотами. Будущее этого документа пока неясно, но тенденция налицо: налоговики хотят строже ранжировать компании по обороту и ограничить их права по выбору налогового режима.

Чтобы подсластить пилюлю, одновременно со всем этим упрощается ряд фискальных процедур. Например, уже с сентября 2010-го года компании получили возможность обмениваться с налоговиками через интернет многими важными документами, составлять счета-фактуры в электронном виде. Другое дело, что многие из этих благих начинаний на практике почти не работают. По словам президента ассоциации предпринимателей "Новое дело" Михаила Дворковича (брата помощника Президента), "все электронные сервисы налоговой службы сейчас дублируются в бумажном виде… Зарегистрировать предприятие или сдать отчетность в электронном виде тоже невозможно". Основных причин две, говорит Дворкович: нет исчерпывающей нормативно-правовой базы по использованию электронно-цифровой подписи, а налоговые инспекции не подготовлены к работе через сеть и подстраховываются, дублируя всю бюрократическую процедуру "на бумажных носителях".

В фискальных вопросах любое государство следует путем компромиссов. С одной стороны приходится думать о том, как собрать налоги и наполнить бюджет, с другой стороны, как при этом не задушить экономику. Однако объятия российских налоговиков становятся все крепче, так что даже совершенно прозрачные компании снова вынуждены думать о переходе на "серые" зарплатные схемы и уклонении от налогов. И не только из-за увеличения налоговой нагрузки — просто предпринимателей никак не оставят в покое, налоговое законодательство и вся фискальная система каждый год основательно перетряхиваются. Нет стабильности, предсказуемости, возможностей планировать развитие на годы вперед.

В результате остается все меньше выгод от ведения честного и прозрачного бизнеса, преимущество получают "схемщики" и фирмы-однодневки, а обычные предприниматели снова вынуждены ломать голову, как выжить в новых условиях.