ПРАВО.ru
Актуальные темы
25 января 2011, 21:41

6 лет Антона Иванова - пометки на полях первого выступления в Совете Федерации

6 лет Антона Иванова - пометки на полях первого выступления в Совете Федерации
фото ИТАР-ТАСС

Без одного дня шесть лет назад Антон Иванов был утвержден Советом Федерации РФ в качестве председателя Высшего Арбитражного суда. Завтра верхней палате парламента предстоит вновь решить вопрос, достоин ли Иванов продолжать работу на столь высокой должности. Впрочем, мало у кого еще имеются сомнения в положительном для него исходе голосования — кандидатуру Иванова вновь внес Дмитрий Медведев, его бывший однокурсник, а сенаторы традиционно склонны доверять мнению Президента. Подводя итог первого срока, Право.Ru вспоминает выступление Иванова в Совфеде шестилетней давности, уделяя особое внимание сделанным обещаниям и расставленным тогда приоритетам.

Программа из трех пунктов

Вступительная речь Иванова, произнесенная 26 января 2005 г., была короткой, но содержательной. В ней будущий глава ВАС определил три основных направления своей работы.

1) "Не секрет, что в последнее время доверие хозяйствующих субъектов, граждан к судебной системе немного ослабло. Хотелось бы, чтобы судебная система более эффективно защищала права собственников, чтобы у тех, кто обращается к ней, была уверенность в том, что они получат справедливое и взвешенное решение, основанное на балансе частных и публичных интересов".

Объективно оценить уровень доверия к судебной системе достаточно сложно, читатель может самостоятельно определить для себя изменения за последние шесть лет. Мы же обратимся к целевым индикаторам, заложенным в распоряжении правительства 2006 г. о концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 — 2011 гг. (в прошлом году продлена до 2012 г.). Так вот, в этом документе базовый показатель "Доля граждан, доверяющих органам правосудия" по состоянию на 2006 г. оценен в 19%, а в план заложено значение в 42% к концу 2009 г. Как нам сообщили в ВАС, согласно интерактивному опросу на официальном сайте суда, доверять арбитражным судам на тот момент стали 43% наших соотечественников.

2) "Второй момент должен касаться, на мой взгляд, улучшения информированности о деятельности судебной системы, превращения ее в более гласную и открытую систему, когда все могут узнать о том, как идет прохождение дел и какие официальные решения уже приняты. В этих целях я считаю необходимым провести более глубокую компьютеризацию судов и сделать их работу более технологичной, с тем чтобы судебная система более широко использовала достижения современного информационного мира".

В сфере транспарентности правосудия ВАС действительно сделал качественный рывок вперед за эти годы. Сейчас, как и говорил Иванов, любой может отслеживать ход рассмотрения дела в арбитражных судах и получать тексты официальных решений в Интернете. К тому же на прошлой неделе, как раз к переназначению Иванова, начала функционировать система "Мой арбитр", позволяющая подать заявление в арбитражный суд не выходя из дома в любое время суток.

3) Третий момент касается принятия решений, которые были бы основаны на доктрине "коммунис опинио докторум" ведущих столпов нашей юриспруденции, с тем чтобы не было упреков в ущербности, в односторонности тех или иных решений.

Упомянутая средневековая доктрина "общее мнение сведущих" — это, по сути, намек на сдвиг в сторону применения прецедентного права. Позже, отвечая на один из вопросов, Иванов пояснил, свою позицию:

"Нужно, чтобы существовала некая институциональная система в сложившейся судебной практике обобщений прецедентов (в условном смысле этого слова), которая бы более четко формулировала позиции по тем или иным делам. И когда эта система будет выстроена, лазеек для субъективных решений будет меньше. Свою задачу в этом плане прежде всего я вижу в создании такой системы в арбитражных судах".

Переход к англо-саксонской правовой системе не нашел однозначного отклика среди юристов. В марте 2010 г. Иванов опубликовал статью под названием "Речь о прецеденте", в которой лоббировал переход к новой системе. Одним из главных противников реформы выступил представитель Правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский, отметивший, что для осуществления подобного перехода нужно будет объединить Верховный и Высший арбитражные суды, которые опираются на одинаковые правовые нормы, работая с разными субъектами. По мнению Барщевского, нет гарантий, что созданные ими прецеденты не будут противоречить друг другу.

Однако Иванов нашел способ применять прецедентное право и без изменения Конституции. При нем постановления Президиума ВАС начали рассматриваться в качестве решений, на которые должны ориентироваться все нижестоящие суды. Кроме того, в ноябре 2010 г. Госдума приняла законопроект, инициированный при поддержке ВАС, согласно которому, решение надзорной инстанции становится новым обстоятельством, что многие восприняли как первый шаг к введению прецедентного права.

Сенаторы хотят знать о регионах и коррупции

После речи Антона Иванова, ему предстояло ответить на вопросы сенаторов. Одного из них интересовал подход кандидата к работе с региональными арбитражными судами. "Я намерен […] усилить работу с регионами. Буду стараться […] решать их вопросы, связанные прежде всего с материально-техническим обеспечением […], — поведал о своих планах Иванов. — Второе, что бы хотелось сделать, – организовать более эффективную методическую поддержку судов субъектов Федерации в принятии ими решений. То есть более широко наладить систему повышения их квалификации и […] систему обмена между, скажем так, вышестоящими и нижестоящими судами соответствующей информацией, идеями и какими-то новациями в сфере судебной практики".

Спросили Иванова и о том, как он собирается бороться с коррупцией в судебной системе. Будущий глава ВАС подчеркул, что считает "в значительной мере слухи о коррупции в судах преувеличенными", при этом признав, что "не склонен отрицать полностью факт наличия такой коррупции". После этого Иванов признался, что, по его мнению, "победить коррупцию полность невозможно", а для уменьшения этого зла предложил переход к прецендентной системе права.

"Наверное, немножко страшно"

Не все вопросы касались будущей деятельности главы ВАС. Многих законодателей интересовал карьерный путь Иванова, его личностные характеристики, результаты научной деятельности и отношения с властью. Будущий председатель ВАС, рассказал, что инициатива о его назначении исходила от Дмитрия Медведева, на тот момент — главы администрации президента, а также признался, что не состоит ни в одной политической партии. Интерес вызвал и тот факт из биографии Иванова, что он менял место работы примерно каждые полтора года. Кандидат парировал: "Речь идет о работах, которые я совмещал с преподаванием в Санкт-Петербургском государственном университете, и вот эта привязанность длится начиная с 1987 года, то есть 17 лет".

Сферу своих научных интересов Иванов определил как "вопросы вещного права", добавив, что его специализация — "аренда и страхование". Он также рассказал, что написать докторскую диссертацию ему всегда мешали какие-то новые дела. Дел в должности председателя ВАС у Иванова не убавилось, поэтому доктором юридических наук он так пока и не стал.

Наверное, самый трогательный момент заседания произошел после вопроса представителя Ингушетии Иссы Костоева, который поинтересовался, не страшно ли Иванову занимать такую ответственную должность после Яковлева (Вениамин Яковлев — предшественник Иванова), "крупнейшего ученого, чье имя знает вся Европа". Антон Иванов не стал лукавить: "Наверное, немножко страшно. Но глаза боятся, а руки делают. Наверное, так". После этого зал разразился аплодисментами.